Страницы

вторник, 21 февраля 2017 г.



Муниципальное учреждение культуры 

муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова
Инновационно-методический отдел








Технология проведения читательской конференции


Методическая разработка







Краснодар
2016
ББК КР78.34(2)
  Т38










Т38   Технология проведения читательской конференции : ме-тодическая разработка / инновац.-метод. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. Н. В. Шокотко]. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2016. – 8 с.





ББК КР78.34(2)






©  МУК ЦБС города Краснодара, 2016


СОДЕРЖАНИЕ


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПЫ И ВИДЫ КОНФЕРЕНЦИЙ 5
ВИДЫ КОНФЕРЕНЦИЙ 5
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ 6
ШАГ 1. ВЫБОР ТЕМЫ 6
ШАГ 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 7
ШАГ 3. ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА 10
ШАГ 4  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ,  ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14



ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Уважаемые коллеги, каждый из вас согласится с тем, что библиотека играет далеко не последнюю роль в содействии формированию общей культуры детей и юношества. В современных условиях она является одновременно и очагом культуры, и местом, где помогают учиться, и наиболее доступным источником информации для учащихся. Поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению являются одним из важнейших направлений ее работы.
С внедрением в нашу жизнь и деятельность новых информа-ционных и коммуникационных технологий мы все чаще вынуждены говорить о том, что сейчас проблема детского и юношеского чтения стоит очень остро. Между тем, книги и чтение необходимы и очень важны для нравственного, интеллектуального развития детей, подростков и молодежи.
Вашему вниманию предлагается очередное издание из серии «Библиотечные технологии», в котором вы познакомитесь с алгоритмом создания и проведения читательской конференции в библиотеке. Надеемся, что методическая разработка поможет вам освоить новые приемы и применить творческие оригинальные находки в организации читательских конференций, раскрыть свои потенциальные возможности в проведении традиционных массовых мероприятий.
Издание предназначено для библиотекарей, но будет полезно и педагогам, занимающимся организацией досуга подрастающего поколения.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПЫ И ВИДЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

Такая форма внеклассной работы, как конференция, извест-на достаточно давно. Конференции используются в воспитатель-ной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то обла-сти знаний или социальных проблем.
Читательская конференция (далее – ЧК) – одна из распро-страненных форм обсуждения книг, комплексное библиотечное мероприятие по определенной проблеме или теме. В последнее время ЧК приобрела особое значение в связи с тем, что была внесена в список форм организации внеурочной деятельности в школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Это значит, что при подготовке и проведении такого мероприятия библиотекари на полном основании могут обратиться к образовательным учреждениям за помощью.
Цель такой конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение.

ВИДЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

Вопросы, предложенные для обсуждения, должны быть ак-туальны, интересны и для посетителей, и для ведущих. В соот-ветствии с выбранной темой и способом проведения выделяют читательские конференции:
1) по произведениям художественной литературы:  по одному произведению, ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов;
2) конференции по изданиям специальной литературы;
3) конференции с привлечением автора – форма встречи с писателем;
4) читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения и его экранизации. Анализируется режиссерская трактовка идеи произведения, точка зрения автора и т. д. В этом случае от библиотекаря требуются определенные знания специфики кино. Как правило, выбираются экранизации, затрагивающие социально значимые проблемы: воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения в семье, бы¬ту, школе и т. п.;
5) заочные читательские конференции – мероприятия, проводимые с помощью средств массовой информации. Среди основных преимуществ – широкий охват аудитории, больше возможностей ознакомиться с мнением других читателей в любое время и др.;
6) проблемные конференции. Темы таких конференций свя-заны с крупными событиями общественной, культурной или научной жизни страны;
7) отчетная конференция. Содержание отчетной конференции основывается на тщательном изучении читательских интересов группы и должно указывать на перспективу в чтении. При подготовке к ней необходимо проанализировать читательские формуляры, нацелить участников на самокритичные выступления, защиту своих интересов. Обычно к таким конференциям привлекают читателей среднего и старшего школьного возраста.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

В организации ЧК можно условно выделить четыре этапа:
ШАГ 1. Выбор темы;
ШАГ 2. Подготовка к конференции;
ШАГ 3. Публичное обсуждение вопроса;
ШАГ 4. Подведение итогов, изучение результатов.

ШАГ 1. ВЫБОР ТЕМЫ

Первый этап ЧК предполагает беседу библиотекаря с чита-телем при приеме и записи выбранных книг, во время консульта-ций в фонде открытого доступа и обзора изданий, представлен-ных на книжных выставках, и др. При этом библиотекарь должен интересоваться суждениями читателей, непосредственно влиять на правильную оценку книги. Читательские мнения желательно отражать в альбоме или на стенде отзывов, в бюллетенях.
Выбор книги (группы книг) или проблемы для ЧК может быть обусловлен пожеланиями и предпочтениями читателей, популярностью издания, степенью его дискуссионности. В то же время нужно учитывать особенности раскрытия проблемы в литературе: в научно-познавательной она определяется научной объективностью, в художественной – эстетическими достоинствами.
Темой конференции также может стать отдельная публикация или цикл статей из периодики, новинки литературы, телевизионная передача, выход в свет собрания сочинений писателя и др.
Эффективность ЧК будет определяться удачным выбором темы, а также уровнем подготовки к мероприятию всех его участников.

ШАГ 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Всем известно, что подготовительная работа обеспечивает 90 % успеха всех поставленных задач и замыслов. Однако перед тем как приступить к ней, нужно еще раз четко обозначить, для чего проводится конкретное мероприятие, как оно должно повлиять на читателя.
Формирование однородной группы участников должно происходить в соответствии с общим интересом к обсуждаемой проблеме или по возрастному принципу. При планировании мероприятия необходимо определить примерное число участников. Опыт показывает, что их должно быть 25–30. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех присутствующих и провести полноценную беседу.
К наиболее распространенным формам работы на этом этапе относятся рекомендательные индивидуальные беседы, обзоры, книжные выставки и т. п. – цель их заключается в том, чтобы пробудить у читателей интерес к познавательной деятельности.
При проведении конференции ведущий придерживается заранее разработанной программы, но может и отступить от нее, если в ходе обсуждения возникнут дополнительные вопросы. Он должен внимательно слушать выступающих и следить за аудиторией, чтобы вовремя подхватить чью-то реплику, «столкнуть» различные мнения, заметить и правильно использовать реакцию читателей.
На этом этапе продумываются вопросы для ЧК, а также определяется время, место предстоящего мероприятия и его форма.

Реклама – один из секретов успеха конференции

Важно помнить, что основная задача ЧК – привлекать к чте-нию, выявлять мнения и оценки читателей. Добиться этого можно с помощью необычного содержания и способов оформления ре-кламы. Она может быть обычной, плоскостной (афиша, объявле-ние) и объемной (тумба, шар, дом).
Важен и способ доведения информации до потенциального участника ЧК. Если, к примеру, организаторы конференции будут передвигаться по улице с рекламными текстами, прикрепленными к спине и груди, то такие сообщения нельзя будет не заметить. Или это будет театрализованное выступление с приглашенными артистами, популярными героями книг и мультфильмов.
Для распространения необходимой информации очень ча-сто используют оригинально оформленную печатную продук-цию: листовки, книжные закладки, приглашения. Кроме того, рекламными могут стать и почтовые отправления, адресованные целым группам: телеграммы, уведомления, письма, карты, путе-водители и др.
Отдельно стоит выделить приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный, будь то коллективные или индивидуальные сообщения. Всегда вызывает интерес не-обычная форма пригласительных билетов – билеты-игрушки, билеты-шапочки, билеты-закладки, билеты-программы и др.
Важны не только оригинальные виды рекламы и способы распространения, но и ее содержание – сведения о приближаю-щемся мероприятии, которые создают ему популярность. В первую очередь, необходимо сделать ЧК ожидаемой – это есть главный механизм, выполняющий функцию психологического настроя. Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу участников, также будут поддерживать общую атмосферу ожидания.
Все перечисленные средства создания психологического настроя на этапе подготовительной работы не являются исчерпы-вающими и обязательными, тем не менее даже они дают представление о тех скрытых и часто не в полной мере используемых резервах, которые позволят повысить воспитательный потенциал проведения библиотечного мероприятия.
Экземплярность книг

При подготовке конференции важно обеспечить необходи-мую экземплярность обсуждаемых произведений. Когда в биб-лиотеке имеется всего 1–2 книги, то рассчитывать на успех не приходится, если только не планируется проводить предвари-тельные громкие чтения выбранного произведения. Минимум, без которого нецелесообразно начинать подготовку к ЧК, – это 5–6 экземпляров, обеспечивающих нужды библиотеки (подготовка выставок, обзоров, проведение громких чтений) и одновременность выдачи 2–3 читателям.      
                                                             
Вопросник

Важный этап в подготовке читательской конференции – раз-работка вопросов. Характер их определяется не только спецификой выбранного произведения, но и особенностями восприятия книги. Важно, чтобы они были интересными, вызывали у читателя желание размышлять. При подготовке списка вопросов необходимо соблюдать логику изложения мысли: каждый последующий из них должен быть связан с предыдущими.
Вопросы формулируются в зависимости от целей и задач ЧК в соответствии с определенными правилами: не должно быть однозначных ответов типа «да» и «нет» и в то же время расширительного толкования, ухода от темы. Например, не рекомендуется задавать вопрос «Как вы относитесь к людям, живущим по принципу “Своя рубашка ближе к телу?”». Вряд ли во время публичного выступления участники будут отстаивать правомерность данного принципа. Правильнее было бы поставить вопрос таким образом: «Можете ли вы привести пример (из литературы или личного опыта), когда поступок, совершенный в соответствии с принципом “Своя рубашка ближе к телу”, сыграл важную роль в судьбе человека и его окружающих?».
Подготовленный вопросник вывешивают рядом с объявлением о конференции, публикуют в пригласительном билете. Обычно он выполняет роль своеобразной программы не только публичного обсуждения, но и предшествующих ему бесед, служит основой для отбора литературы во время подготовки к ЧК.
                   
Список литературы. Книжная выставка

Список рекомендуемой литературы включает обычно 5–6, реже 8–10 названий, в том числе критическую и справочную литературу. Желающим более широко ознакомиться с кругом изданий по теме можно предложить обратиться к книжной выставке, подготовленной в библиотеке.
Желательно, чтобы выставка включала в себя информацию об авторе книги, его портрет, различные издания выбранной книги, иллюстрации профессиональных художников к произведению. Будет уместным поместить и рисунки детей по теме, результаты анкетирования или опроса и т. д.
Если же вы проводите конференцию по какой-либо актуаль-ной, обсуждаемой газетной или журнальной статье, тогда на вы-ставке целесообразно представить разные мнения по этой теме, освещенные в периодической печати или в Интернете.

ШАГ 3. ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА

Доклады участников вместе с художественными номерами составят литературный монтаж: докладчик в нужный момент останавливается, в это время выступают чтецы, декламаторы, рассказчики, ставятся небольшие сцены. Такая форма наиболее удобна в том случае, если на повестке одно произведение.
На одной конференции читаются  2–4 доклада. Сообщения посвящаются биографии писателя, характеристике его творче-ского пути, анализу произведения. Они должны быть простыми, яркими и непродолжительными (8–15 минут). Желательно, что-бы докладчики хорошо знали текст, не обращаясь к бумажному варианту.

Правила проведения
читательской конференции

Ведущий конференции должен знать и соблюдать опреде-ленные правила, которые необходимо довести до сведения всех участников.
1. Все участники имеют равные права и обязанности.
2. Каждый участник самостоятельно выбирает книгу и пред-ставляет ее на читательской конференции.
3. Задача выступающего – показать привлекательность книги, представить ее так, чтобы захотелось прочитать это произведение.
4. Задача слушающего – ознакомиться с информацией о кни¬ге, выбрать произведения для чтения на ближайший период времени.
5. Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Плохих книг нет, есть «не мои» книги.
6. Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь говорить.
7. Спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов.
8. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать.
9. Помни, что лучшим доказательством являются факты.
10. Выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников.
11. Заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Методические советы организатору
читательской конференции

1. Средняя продолжительность ЧК не должна превышать 40–45 минут.
2. Следует вести учет книговыдач по теме конференции или диспута на этапе подготовки, так как он поможет контролировать процесс подготовки участников к предстоящему обсуждению. Подобный учет будет уместен и после проведения ЧК – он позволит определить, достигнута ли цель вашего мероприятия, было ли оно интересно участникам.
3. Необходимо создать непринужденную и доброжелатель-ную обстановку, способствующую раскрепощению и довери-тельному общению.
4. Основная работа по осмыслению содержания обсуждаемого произведения должна проводиться во время подготовки мероприятия, а не в ходе него.
5. Желательно вовлекать участников в процесс подготовки ЧК без принуждения, продумывать их функционал в соответствии со способностями и интересами.
6. Необходимо поддерживать и поощрять инициативу и уча-стие в подготовке и проведении мероприятия.
7. Для организации позитивного психологического настроя на конференции можно воспользоваться помощью психолога, который подскажет, как пробудить у участников интерес, любопытство, ожидание предстоящего события.
8. Приглашать родителей на конференции для учащихся. Возможно, обсуждение произведения продолжится в семье, побудит к совместному прочтению других произведений.
9. Необходимо проявлять гибкость в выстраивании диспута, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
10. Завершить ЧК можно обсуждением ее результатов, при-меняя различные способы рефлексии (обратной связи).
11. По возможности оставить на память участникам конфе-ренции закладки, фотографии и др.
ШАГ 4  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ,
ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В заключение ЧК ведущий обязательно должен подвести итог обсуждения или дискуссии, дать окончательные ответы на спорные вопросы, охарактеризовать правильную позицию и ошибочные мнения. Желательно, чтобы по достоинству были оценены наиболее удачные выступления участников.
Ведущий дает обобщающую характеристику изданий, расширяющих и углубляющих интерес к предмету спора. Иногда конференции заканчиваются принятием каких-либо решений (посещение памятных мест, публикация статьи и т. д.).
Проведение ЧК помогает не только развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное, формировать у детей и молодежи навыки публичных выступлений, но и является  пропагандой лучших произведений разных видов и жанров, а значит, будет способствовать росту интереса к чтению и книге.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика организации читательской конференции : Методические рекомендации организатору / сост. С. Н. Мокрицкая, В. А. Шми¬гельская. – Нижневартовск : МУ «Центр развития образования», 2009. – 68 с.
2. Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ.  дет.-юнош. б-ка ; сост. Н. В. Громова, Г. А. Кузьмина. – Чебоксары, 2009. – 26 с.
3. Методические рекомендации по проведению читательской конференции по творчеству Юрия Слепухина  / сост. Л. А. Райкова. – Выборг : МБУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района», 2014. – 45 с.
4. Пасмуров, А. Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку / А. Я. Пасмуров. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 166 с. – Режим доступа: http://iub.at.ua/_ld/0/60_cYc.pdf . – (Дата обращения: 16.09.2016).
5. Сметанникова, Н. Н. Технология проведения читательской конференции / Н. Н. Сметанникова // Через чтение в мировое образовательное пространство. – Москва : ИТОП РАО, 2001. – С. 87.
6. Сухорукова, Е. Н. Читательская конференция – путь фор-мирования читательских интересов студентов / Е. Н. Сухорукова  // СПО. – 2009. – № 5. – С. 49–51.
7. Филонова, Ю. А. Урок – читательская конференция как форма рекомендации книги / Ю. А. Филонова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Т. 2. – С. 102–107.
8. Читательская конференция по произведениям Л. Улицкой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //festival. lseptember. ru/articles/214412/.
9. Чуносова, Л. Н. Читательская конференция как стратегия развития интереса к чтению : материал мастер-класса / Л. Н. Чуносова // Школьная библиотека. – 2007. – № 4. – С. 12–16.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.