Страницы

вторник, 10 октября 2017 г.

Библиотечные веб-квесты как инновационная форма работы электронного читального зала

Сегодня квесты становятся  действенной формой работы с читателями, особенно, молодежью. Зародившись как деталь компьютерных игр, интерактивные истории «шагнули» в реальность. Их проводят по определенным правилам и сценарию организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные, культурные учреждения. Квест - (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [2].

Следующим этапом развития интерактивных игровых технологий стало создание веб-квестов. Первоначально – в образовательной среде. Затем к этому движению присоединились библиотеки, а особенно те из них, где имеется хороший фонд электронных изданий и продуктов, например, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина.

Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [3].

Главная особенность веб-квеста в том, что читатели (пользователи, участники квеста) работают со страницей в интернете, на которой размещены задания, задействуя информационные ресурсы библиотеки, других сайтов. Итогом квеста является электронный ресурс (сайт, блог) или продукт (презентация, видеоролик), размещенный в интернете. Время прохождения квеста от 1 часа иди дня (краткосрочный квест), до месяца (долгосрочный квест).

Задания для веб-квеста могут быть различными: творческими или на знание определенных фактов. В библиотечной деятельности могут быть использованы следующие формы:

1.    Пересказ или фанфикшн - любительское сочинение по мотивам литературных произведений, например продолжение известной сказки, экранизация произведений, презентация, плакат по мотивам книги.
2.    Компиляция – сопоставление информации из разных источников: составление ленты времени, литературного маршрута, эпохи.
3.    Аналитический поиск и анализ информации – например, выявление литературных памятников, незаслуженно забытых произведений через создание совместных презентаций, инфографики.
4.    Детектив, головоломка, таинственная история – поиск решения на основе сопоставления фактов.
5.    Оценка – обоснованная  оценка действий персонажей.
6.    Журналистское расследование – исследование на основе разделения мнений и фактов.
7.    Реклама книги.
8.    Поисково-просветительская акция – выявление значимых лиц в истории города, книжного дела.

Структура веб-квеста:
        вступление, где четко описаны главные роли участников (например, «Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия»), сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
        центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо.  Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
        список информационных ресурсов (в электронном или бумажном виде), необходимых для выполнения задания. Список должен быть аннотированным.
              описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания (этапы).
        руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц (презентаций, видеороликов).
        описание критериев оценки веб-квеста.
        заключение, в котором суммируется опыт, который получен читателями в результате прохождения веб-квеста.

План подготовки и проведения веб-квеста выглядит следующим образом:
1.                Библиотекарь готовит веб-квест: центральную тему, задания, критерии оценки, способ представления и заполнения участниками материалов, например, Google-формы.
2.                Участники квеста собираются вместе на массовом мероприятии (если квест проходит в реальности) или выполняют задание на собственном компьютере (онлайн, виртуально). Ведущая знакомит участников с темой и условиями прохождения игры. Читатели распределяют между собой роли (не более 4 человек на 1 роль). При этом все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
3.                Индивидуальная работа участников на общий результат – прохождение квеста. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - заполнения страницы в интернете. При выполнении заданий участники используют электронные ресурсы библиотеки, осуществляют поиск в интернете, разрабатывают структуру будущего сайта (блога, совместной презентации).
4.                Ведущая подводит итоги, формулирует выводы и предложения, определяет совместно с участниками лучшие работы.
Критерии оценки работ – творческое выполнение, грамотность, достоверность информации, соответствие заявленной теме и форме, логичность, структурированность, проработанность, индивидуальность, командная работа, технические навыки.

Примеры веб-квестов:
«Шекспир и его мир» https://sites.google.com/site/sekspiriegomir/
«Сказки Пушкина в XXI веке» https://sites.google.com/site/skazk21/home
«Как на Книжкины именины» https://kvest2017knigi.jimdo.com/
«В мире IT-профессий» http://it-professions.tilda.ws/
«Любимые блюда любимых героев» https://docs.google.com/document/d/1eCMXKPayCgWYW4yiQ5f2g9UFlG1yyepVRDeCubnM6GE/pub
«Зачем человеку нужна книга» https://docs.google.com/document/d/1VWxJvp7B7Zvq9tlEyzbhN_AMd2EK8ISvmUYCY_n9L0g/pub

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1.    Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]: сайт // Конгресс конференции «Информационные технологии в образовании». – Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html.
2.    Квест [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.
3.    Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]: сайт // Проект педагогов школы № 457 Выборгского района Санкт-Петербурга «Система занятий по формированию информационной культуры учащихся начальной школы посредством интеграции учебных предметов и использования квест-технологии». – Режим доступа: http://project.457spb.ru/p8aa1.html.
4.    Ястребцева, Е. Н. Коллективная «копилка» библиотечных веб-квестов [Электронный ресурс]: презентация. – Режим доступа: https://docs.google.com/presentation/d/1Fhla51la6V2ljsAYQU-UlwxsECWNNSptiZY33l16_aY/edit#slide=id.p.

Р. С. Сахаренкова


1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.