Страницы

среда, 18 июля 2018 г.

Литературные герои. Кто они?


В литературе мы встречаем разных персонажей, но некоторые из них похожи между собой. Благодаря этому сходству сформировались типы литературных героев, которые каждый из нас изучал на уроках литературы в школе. Все новое – хорошо забытое старое или переработанное с учетом новых реалий, поэтому, зная тип литературного героя, мы с легкостью можем обосновать его поведение и поступки, понять причину его неудач и побед. Предлагаем вспомнить типы литературных героев классических произведений.

Литературный тип – совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в произведениях одного и того же или нескольких писателей.
Типы литературных героев – отражение тенденций духовного развития общества, мировоззрения, философских и эстетических взглядов самих писателей. Литературоведы завершают теоретическое осмысление литературных типов, опираясь на историю литературы.


Тип «благородного разбойника» возник во время расцвета романтизма. Это человек благородного происхождения (дворянин), который в силу различных обстоятельств становится разбойником. Некогда почтенный человек становится изгоем. Часто мотивами такого перевоплощения являются обида, унижение, оскорбление. «Благородные разбойники» борются за справедливость и мстят своим обидчикам. Такой тип героя можно встретить в произведениях русских писателей: таков Владимир Дубровский, мстящий Троекурову за бесчестие (роман А.С. Пушкина «Дубровский»), капитан Копейкин, борющийся за восстановление справедливости («Повесть о капитане Копейкине» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).







К типу «лишнего человека» литературоведы и критики относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов И.С. Тургенева (Рудина, Лаврецкого). Так называют дворян, которые не нашли своего места в жизни и не увидели применение своим силам.










Тип «маленького человека» сложился в русской литературе в 1830 – 1840-х гг. Для своего времени такой тип героя был своеобразной революцией в понимании и изображении человека в литературном произведении. «Маленький человек» - это, как правило, бедный петербургский чиновник, «винтик» бюрократической машины, незаметное существо, стоящее на одной из нижних ступеней социальной лестницы. Характер такого человека был непримечательным, а духовный мир скуден и малоинтересен. Авторы произведений изображали героев с гуманистической точки зрения: даже такое жалкое и беззащитное существо достойно уважения и сострадания. Классические образы «маленьких людей» созданы А.С. Пушкиным (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», Евгений в «Медном всаднике»), Н.В. Гоголем (Башмачкин в «Шинели»).

Развитием типа «маленького человека» стал тип «униженного и оскорбленного», который ярче всего представлен в произведениях Ф.М. Достоевского («Униженные и оскорбленные»). Тип «униженного и оскорбленного» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов общества – люди гордые, мыслящие, глубоко чувствующие, со сложным и своеобразным духовным миром. Некоторым «униженным и оскорбленным» присущи черты романтических героев. Это романтики, оказавшиеся на «дне» жизни, несущие свой крест, но внутренне не смирившиеся со своим унизительным положением.





Первооткрыватель литературного типа «нигилиста» - И.С. Тургенев, создавший образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети». После Тургенева этот тип героя был воспринят писателями 1860-х гг. как наиболее злободневный и интересный. Писатели фактически создавали миф о лидерах современной молодежи, подчеркивая их отрицательные черты. «Нигилисты» в романах И.А. Гончарова («Обрыв»), Н.С. Лескова («Некуда» и «На ножах»), В.П. Клюшникова («Марево»), А.Ф. Писемского («Взбаламученное море»), В.В. Крестовского («Кровавый пуф») нередко выглядели примитивными людьми, которые прикрывали свое скудоумие и аморальность «системой фраз».


Тип «босяка», человека, попавшего на «дно» жизни, впервые появился в произведениях М. Горького 1890-х гг. – в рассказе «Челкаш», «Бывшие люди». В изображении М. Горького «босяки» - это бродяги, обитатели притонов, ночлежек, воры, перебивающиеся случайными заработками. «Босяки» презирают жалость, не чувствуют себя отверженными, а любят подчеркивать, что это именно они отвергли фальшивый мир людей с их ценностями.




Список источников

1.     Красовский В.Е. Литературный тип. [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа:https://a4format.ru/pdf_files_slovari/4b765bb6.pdf



                                                                                        А. Г. Суминова


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.