Страницы

вторник, 30 октября 2018 г.

Стратегии чтения



Стратегия - это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности и направленных на достижение определенных ориентиров.

Стратегия чтения – путь и программа действий читателя. Выбирается под конкретную цель, текст. Термин родился на заре психолингвистики в работах К. Гудмана и П. Колерса.

Стратегии чтения могут быть использованы при проведении обсуждений и комментированных чтений, на библиотечных уроках, стать частью интерактивных элементов культурно-массового мероприятия.
1. Классификация стратегий чтения:
Признак
Виды
Подвиды
По отношению к тексту
Предтекстовые

Мозговой штурм
Ориентиры предвосхищения
Рассечение вопроса
Предваряющие вопросы
Батарея вопросов
Глоссарий
Алфавит за круглым столом
Чтение в кружок
Прочти и выскажись
Театр у микрофона
Текстовые
Таймаут
Чтение с остановками
Чтение в пометами
Стратегии направляемого чтения
Стратегия читательских откликов
Послетекстовые
Батарея вопросов после текста
Где ответ?
Проверочный лист
Сложные (все вышеуказанные этапы)

По отношению к мыслительной деятельности
Когнитивные (с одним типом текста)

Интеллектуально-когнитивные
Информационно-когнитивные
Когнитивно-мнемотические
Метакогнитивные (со всеми типами)
Спросите автора
Рассуждение вслух
Пред-, послетектовые задания
Поверочные листы
Определение затруднения понимания
Стратегия речевой деятельности
Аудирования
Говорения
Письма
Коммуникационные
Рефлексивные

2. Описание стратегий чтения
Название стратегии
Определение
1.Стратегии предтектовой деятельности
Актуализируют предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к тексту.
1.1. Мозговой штурм
Читатели называют ассоциации, возникающие в связи с заглавием текста.
1.2.Ориентиры предвосхищения
Библиотекарь готовит несколько суждений, связанных с текстом и предлагает читателям отметить те из них, с которыми они согласны. При чтении происходит пересмотр и объяснение отметок.
1.3. Батарея вопросов
Выявление, с помощью опросов, знаний читателей по теме текста.
1.4.Алфавит за круглым столом
Читатели получают лист, разделенный на клетки, в каждой из которых обозначена буква алфавита. Задача – вписать в каждую из них слово, связанное с темой текста.
1.5. Чтение в кружок
Попеременное чтение вслух для лучшего понимания и активизации внимания читателей.
1.6.Прочти вслух и выскажись
Парная стратегия чтения: первый участник читает вслух, а второй высказывается на определенную библиотекарем тему (сделать комментарий, поставить вопрос, прогнозировать продолжение, определить трудное или непонятное). Стратегия позволяет направить обсуждение текста во время чтения.
1.7.Театр у микрофона
Чтение по ролям.
2.Стратегии текстовой деятельности
Призваны сделать чтение интерактивным, научить соединять части текста в единое целое, проводить мониторинг понимания содержания текста.
2.1. Таймаут
Библиотекарь определяет время на чтение, затем читатели пересказывают содержание текста в парах, резюмируют или делают прогноз развития событий.
2.2.Чтение с остановками
После чтения отрывка, читатель отвечает на вопросы библиотекаря.
2.3.Чтение с пометами
Читатель делает отметки: понял, не понял, надо обсудить. Стратегия направлена на рефлексию своего понимания текста.
2.5.Стратегия направляемого чтения
Отдельные отрывки текста читаются последовательно с остановками для обсуждения по вопросам, которые предлагаются юному читателю взрослым.
2.6.Стратегия читательских откликов
Запись читательских откликов на вопросы об основных событиях рассказа, их характере, проблемах персонажей, кульминации и организации сюжета. Форма записи дана в учебном пособии Пранцова Г.В., Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М . : ФОРУМ, 2015. – С. 62-63.
3.Стратегии послетекстовой  деятельности
Обдумывание текста и выполнение заданий.
3.1. Батарея вопросов после текста
Вопросы, связанные с пониманием текста и его критической оценкой.
3.2. Где ответ?
Поиск ответа на вопрос в тексте, между строк, сопоставление различных частей текста
3.3. Проверочный лист
Читатель дома или в библиотеке отвечает на вопросы «проверочного листа», составленного библиотекарем.
4.Когнитивные стратегии
Предполагают рефлексию читаемого текста. Стратегия подходит для чтения учебных  научных текстов.
4.1.Интеллектуально-когнитивые
Выделение во время  чтения ключевых слов, понятий, установление связей и группировка, классификация, индукция и дедукция.
4.2.Информационно-когнитивные
Поиск определенной информации в тексте по заданным критериям.
4.3.Когнитивно-мнемотические
Предполагает организованное запоминание с использованием ключевых слов, схем. Также включает стратегии «ориентиры предвосхищения информации» и «K-W-L» - «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
5.Метакогнитивные стратегии
Познание через механизм самого познания: мониторинг и самомониторинг понимания текста, поиск проблемных вопросов в тексте, выполнение заданий. Эффективны при работе с любым текстом и могут включать пред-, после- и текстовую деятельность.
5.1. Спросите автора
Читатель учится думать во время чтения с помощью поиска ответов на предварительно отмеченные библиотекарем трудные места в тексте.
6. Коммуникационные стратегии
Взаимодействие с автором и другими читателями. Включают стратегии «G-S-R» (аннотация – краткий пересказ – пересказ), «РАФТ» (чтение с учетом выбранной роли). Подробнее – в учебно-методическом пособии Чтение+. Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. и научный редактор Т. Г. Галактионова. – М.: РШБА, 2018. – С. 53-55.
7.Рефлексивные стратегии
Соединяют чтение с остановками и ролевую игру. Библиотекарь распределяет роли эксперта, репортера и наблюдателя между предварительно разделенными по трое читателями. Задача – высказаться после чтения фрагмента текста согласно роли. Например, эксперт представляет содержание материала в категориях «интересно, известно, трудно, неясно», репортер суммирует сказанное экспертом в виде косвенной речи, наблюдатель  комментирует их работу.

Материалы для составления сценариев мероприятий с использованием стратегий чтения:

Методические рекомендации по чтению вслух [Электронный ресурс]: сайт // Самарская областная детская библиотека. – Режим доступа: http://www.sodb.ru/node/486.
Приемы смыслового чтения [Электронный ресурс]: сайт // Методический семинар-практикум  «Разработка и реализация стратегии смыслового чтения в образовательном пространстве школы на этапе введения ФГОС ООО». – Режим доступа: https://sites.google.com/site/ucitelamv/home/klassifikacia-priemov-smyslovogo-ctenia.
Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс]: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – 156 с.- Режим доступа: http://kna-s6.edu.27.ru/files/uploads/docs/smuslchten/oput/megdunarodnaya_nauchno_prakticheskaya_konferentsiya.pdf.
Романичева, Е. С. Читатель. Чтение. Книга: словарь  / Е.С. Романичева, Г. В. Пранцова. – М.: Библиомир, 2018. – 208 с.
Сметанникова, Н. Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования [Электронный ресурс]: сайт // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. – Режим доступа: http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf.
Стратегии чтения [Электронный ресурс]: сайт // Солнечный. – Режим доступа: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii-chteniya.
Чтение с остановками [Электронный ресурс]: блог // Счастье есть! – Режим доступа: http://bdb100ktn.blogspot.com/2015/02/blog-post_27.html.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.      Загашев И.О. Чтение в библиотеке. Стратегия «Чтение с остановками» / И. О. Загашев. – М.: Чистые пруды, 2010. – 31 с.
2.      Пранцова Г.В., Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М . : ФОРУМ, 2015. – 368 с.
3.      Чтение+. Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. и научный редактор Т. Г. Галактионова. – М.: РШБА, 2018. – 164 с.
Р. С. Сахаренкова

1 комментарий:

  1. Здравствуйте. Отлична классификация. Кому она принадлежит?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.