Страницы

пятница, 5 апреля 2019 г.

Новые формы культурно-массовой работы

Современные библиотеки привлекают внимание посетителей не только ресурсами, но и культурными, досуговыми, просветительскими мероприятиями. «Библиотечный навигатор» проследил за изменениями и выявил инновации, которые уже оценены читателями. Применять или не применять их в своей работе, - риторический вопрос. Материал будет полезен при планировании и анализе существующих практик библиотечной деятельности.
Научный стендап (научный слэм) – от англ. Science Slam, - форма проведения мероприятия, участники которого, молодые ученые, за 6-10 минут представляют научную проблему или собственный проект простым языком  неподготовленной аудитории. Победитель состязания определяется с помощью шумомера – громкости аплодисментов. 
Главное требование к выступающим –  чтобы информация была донесена интересно и весело. Участникам могут помогать готовиться специалисты по актёрскому мастерству и представители КВН.
Источник: http://cbs.torzhok.tverlib.ru/nauchnyy-stand-dlya-shkolnikov

Источник: http://cbs.torzhok.tverlib.ru/nauchnyy-standup-novyy-format-lektoriya
Организацию и продвижение Science Slam в России начала интернет-газета «Бумага». Телевизионная передача «Научный стендап» с 2018 года выходит на телеканале «Культура».  Лекторий Политехнического музея с 2013 года проводит «Научный бой», победителю  присваивают звание «Человек-Наук». Университеты стимулируют студентов участвовать в «научных боях», представляя исследования наглядно и интересно за 5 минут.

Существует и детская разновидность слэма Science Slam Kids для школьников, например, проект «Здоровье» сообщества «Школьные проекты» совместно с ЦППМСП Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга и движением популяризаторов науки «Зануда». Проект сочетает в себе различные методики и представляет собой гибрид из Science Slam Kids и интерактивных занятий-тренингов на темы, которые выбрали сами участники. Занятия проводят практикующие медики, психологи, тренеры и другие специалисты своего дела. Школьники  также могут подготовить выступление на определенную тему в формате Science Slam Kids. [3].

Библиотеки осваивают этот формат мероприятий:  РГБМ (г. Москва), Библиотека им. В. В. Маяковского (г. Санкт-Петербург). Видеотрансляции научных стендапов в библиотеке можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=LecQFShR8Kshttps://vk.com/videos-127557307?section=album_34&z=video-127557307_456239274%2Fclub127557307%2Fpl_-127557307_3.

Библиотечный квилт — наглядная форма работы, информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов (стикеров). В практику библиотечного дела пришло из тренингов и семинаров, где слово обозначает «блочное размещение информации». Квилт – это стеганое полотно в технике лоскутного шитья. Суть библиотечного квилта – составить плакат из лоскутов (стикеров) по определенной теме. На лоскутах могут быть ответы на вопросы, пожелания, мнения.
Источник: http://biblioteka-48.ucoz.ru/index/novosti_2016_2017/0-95
Примеры [2]:
«Зимние сюжеты» - библиотечный квилт, который включает зимние рассказы, стихи, песни, «морозные воспоминания» читателей.
«Почитай, не пожалеешь!» - содержит рекомендуемые читателями книги. 
«Интересное о крае, в котором мы живем» - квилт из ответов на вопросы, которые читатели оставляют в течение недели: «Что для вас значит «Малая Родина», «Какие достопримечательности края вы знаете», «Что вызывает у вас чувство гордости как жителя края».
Библиотечный квилт можно использовать в наглядной и массовой формах работы. 

Бук-слэм (BOOK Slam) –книжное соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно, с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд, каждая из которых должна разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум три минуты, за временем следят организаторы. После каждой презентации жюри или публика оценивает книгу с различных аспектов по десятибалльной шкале. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде и предоставляется возможность познакомиться с ними.

Источник: https://vk.com/event97303680
Велофотокросс – это вид спорта, включающий элементы интеллектуальной игры и краеведения. Целью является за кратчайшее время добраться до контрольных пунктов, которые задаются одним из способов: игрокам сообщается адрес или названия и ориентиры; вручаются условные схемы или фотографии; загадываются загадки. В состязании могут принимать участие  команды или индивидуальные игроки. 

Квизбук, квиз – это насыщенная викторина с подборкой вопросов по одной определенной или нескольким темам. Для игры нужно поделить участников на команды от 2 до 8 человек и посадить за отдельные столы. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Игра длится 1 – 1,5 часа. Для проведения квиза понадобятся компьютер с материалами для игры, бланки, ручки для участников. Нужно заранее расставить столы и стулья, распечатать необходимые материалы игры, подготовить звуковое оборудование, экран или телевизор, таймер, чтобы отслеживать время, отведенное на обсуждение и коробка для телефонов.

Сценарий квиза можно посмотреть здесь: http://lib38.ru/kollegam/poleznye_materialy_dlya_bibliotekarej/materialy_za_2018_g./

Хакатон – это мастерская, на которой разработчики и дизайнеры в режиме двухдневного спринта работают над созданием программ, сайтов или приложений. Целью совместной работы становится создание сайтов и сервисов для социальных проектов [9].
«Школа хакатонов» подчеркивает, что  хакатоны это инструментарий для формирования, развития инновационного сообщества, выявления талантов, построения команд, готовых реализовывать проекты и работать/обучаться в проектном формате. Также хакатоны готовят почву для запуска практикоориентированных образовательных программ (в системе образования). 

Хакатон - это соревнование команд на лучшее решение задачи/проблемы в любой отрасли/сфере или на создание лучшего продукта/технологии/подхода в поставленных условиях. Перед хакатоном проводят предварительные митапы (встречи участников с приглашенными спикерами, чтобы погрузить участников в проблематику хакатона), а также циклы обучения (образовательные мастер-классы, вебинары).  Каждый участник становится разработчиком и вовлекается в генерацию идей и управление проектом. 

На хакатоне участники работают в командах. Обычно в команде участвуют 5-6 человек. При регистрации необходимо заложить возможность регистрации участников в виде команд и предусмотреть регистрацию индивидуальных участников, которые хотят присоединиться к командам, или имеют идеи, но у них нет команд.

Хакатон становится популярной формой проведения мероприятий, в том числе и в библиотеке. Так, в Национальной библиотеке Чувашской Республики впервые прошел скретч-хакатон для юных программистов (подробнее -  http://notoproject.org/page2598416.html). На хакатоне специалисты Российской государственной библиотеки для молодежи совместно с читателями разрабатывают мобильные библиотечные предложения (подробнее – http://www.rgub.ru/projects/biblionight/2017/).   

Источник: http://www.tambovlib.ru/?id=bank&typ=organis
Хакатон может быть проведен как  проектировочная сессия. Например, в Российской государственной библиотеке для молодёжи состоялся хакатон «Профессиональная проба в библиотеке». Специалисты из разных сфер и направлений сообща работали  над выработкой стандарта организации профессиональных проб в библиотечной сфере. Такой вариант профориентационного мероприятия даёт возможность участнику самому попробовать себя в роли специалиста любой из представленных видов деятельности. Ещё одна часть проектировочной сессии посвящена командной работе - креативному мозговому штурму. 

Пример хакатона по программированию для детей 10-13 лет, который можно провести в библиотеке : http://letopisi.org/index.php/%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD/%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%B5%D0%BC_%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8

Материалы для проведения хакатона по программированию: http://lic2.admsurgut.ru/storage/app/uploads/public/5af/424/cbc/5af424cbcec3f401075840.pdf

Театр-экспромт – форма, которая используется как самостоятельная или как элемент другого мероприятия. На глазах у зрителей разворачивается спектакль с элементами импровизации. Никто до представления не знает, какую роль будет играть. Инициативная группа разрабатывает сюжет театрального представления, готовит карточки с обозначением ролей. Карточки распределяются по жребию. Заранее готовится текст ведущего «за кадром». Актёры слушают текст за кулисами и выходят на сцену исполнять свои роли. Могут разыгрываться сказки, легенды, детективные, фантастические, юмористические, бытовые истории [7].

Конкурс фанфиков – форма реализации послетекстовой стратегии чтения.
Фанфик – любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д. [8].
Источник: http://bibliom.ru/konkursy/literaturnyj-konkurs-fanfikov-alternativnaya-galaktika/
Обычно фанфики создают фанаты ради развлечения, для того, чтобы история любимых героев не заканчивалась в момент окончания книги или кино или для того, чтобы изменить некоторые сюжетные линии и истории персонажей. Фанфики создаются людьми разного возраста и в совершенно разных жанрах: прозе, стихах, в форме мини-рассказа или значительного по объему произведения, сравнимого с повестью или даже романом. Объединяет фанфики только одно: любовь авторов и читателей к созданному миру.

В библиотеке фанфики могут использоваться в качестве элемента массового мероприятия для стимулирования интереса к чтению, особенно, для молодежной аудитории.

Разновидности фанфиков:
1. Рассказ, в котором герои ведут себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
2. Фанфик, в котором описываются дружеские или романтические отношения героев, которые по канону оригинального произведения не испытывают друг к другу чувств или враждуют.
3. Фанфик, в котором пересекаются герои/миры нескольких произведений одновременно.
4. Фанфик, где героями являются знаменитости.
5. Фанфик, в котором автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика.
6. Фанфик в виде песни.
7. Повествование от первого лица одного из героев.
8. Фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек.
9. Фанфик, в котором нарушена временная последовательность
действия.

Коллеги! Какие новые формы работы Вы уже применяете в библиотеке?
 Приглашаем к обсуждению!

Библиография
1. Science Slam [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Science_Slam. 
2. Библиотечный квилт – креативная форма работы современной библиотеки [Электронный ресурс]: сайт // МАУК «Культурный центр: библиотека-музей». – Режим доступа: http://www.pytyahlib.ru/wp-content/uploads/2018/02/Bibliotechnyj-kvilt-kreativnaya-forma-raboty-sovremennoj-biblioteki.pdf.
3. Здоровье [Электронный ресурс]: сайт // Школьные проекты. – Режим доступа: http://shpspb.ru/project/proekt-zdorove/.     
4. Игры разума в библиотеке [Текст]: методическая консультация. – Иркутск: Иркутская областная юношеская библиотека им. И. П. Уткина, 2018. – 34 с. 
5. Модуль 1. Что такое хакатон, примеры хакатонов [Электронный ресурс]: сайт // Школа хакатонов. – Режим доступа: http://xn--80aaai0bceudfb9b9a0b.xn--p1ai/perviy-potok/modul-one/1. 
6. Осваиваем креативные формы работы современной библиотеки / Амур. обл. науч. б - ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод. отд. ; сост. В. В. Фатеева. – Благовещенск, 2018. – 40 с.
7. Питиримова, Т. И. Библиокастинг инновационных форм работы с молодежью. – Режим доступа: http://www.shumbibl.narod.ru/4-1328.htm.
8. Фанфик [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BA.
9. Что такое хакатон [Электронный ресурс]: сайт // Теплица социальных технологий. – Режим доступа: https://te-st.ru/2018/04/25/what-is-hackathon/. 

Р. С. Сахаренкова 

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.