Страницы

пятница, 16 февраля 2018 г.

Обсуждение книги В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Ведущий: Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко «Дети подземелья» по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.

Ведущий: Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Ведущий: Сегодня мы выясним, что представляют собой "дурное общество" и "темные личности" в повести В.Г. Короленко "Дети подземелья". Но сначала проверим, хорошо ли вы знаете содержание повести.

Актуализация знаний
Ведущий: Скажите, какие из предложений верные. 
1. (+) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.
2. (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.
3. (+) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
4. (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.
5. (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.
6. (+) Маруся очень отличалась от Сони.
7. (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
8. (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее
9. (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
10. (+) Маруся заболела осенью.
11. (–)Вася тайком взял куклу у Сони.
12. (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

Рассмотрение портрета В.Г. Короленко, художник И.Е. Репин
Ведущий: А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г. Короленко художника И.Е. Репина.

Ведущий: Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

Ведущий: И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человека, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников. В день 65-летнего юбилея писателя художник И.Е Репин, создавший его замечательный портрет, который мы только что рассматривали, прислал ему поздравительную телеграмму: "Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь".  Вот так высоко оценил писателя великий русский художник, и в этой оценке не только преклонение перед личностью писателя, но и восхищение его произведениями, в которых бьется большое доброе сердце человека, гражданина, всегда полное сострадания к несчастным.
Звучит фонограмма песни из кинофильма "Генералы песчаных карьеров".

Ведущий: – Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?
(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне).

Ведущий: – О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?
(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым).

Ведущий: - Где обитают  “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь "старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг").

Ведущий: - Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят "предания и рассказы один другого страшнее". Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей "припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…". "А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом". "У часовни же "кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни").

Ведущий: - Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи? 
(Он всегда "со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание", но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда "жалких оборванцев", замок стал ему противен).

Ведущий: - Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ? 
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: "Старый замок радушно принимал и покрывал всех…", так и с неприязнью: "Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…").

Ведущий: - Кто же называет общество "дурным", а людей, представляющих его "темными личностями"? С чьей точки зрения оно "дурное"? 
("Дурным" его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

Ведущий: - Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. "… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях". Они – воры. Брать чужое грех, преступление.) 
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

Ведущий: - Почему Вася, твердо знающий, что "воровать нехорошо", не может осудить своих новых друзей, назвать их "дурными"? 
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что "нехорошо воровать", осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека). [2]

Заключение
Ведущий: Ребята, поделитесь своими впечатлениями от прочитанной повести.

Ведущий: Ребята, спасибо за увлекательное обсуждение повести В. Короленко «Дети подземелья».  Ждем вас снова в гости в библиотеку!

Список источников:

1. Дети подземелья: Повести, рассказы и очерки / В. Г. Короленко, Е. Мешкова ; вступ. ст. А. Архангельский ; худож. В. Панов. - М. : Дет. лит., 2002. - 335 с.

2. Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» [Электронный ресурс]: сайт// Инфоурок. – Режим доступа:  https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-vg-korolenko-deti-podzemelya-411679.html

А. Г. Суминова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.