пятница, 14 апреля 2017 г.

Библиотечный квест


Квест - (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий [8]. 


Сегодня квесты перестали быть деталью компьютерных игр. Их проводят в реальности по определенным правилам и сценарию специальные организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные, культурные учреждения.

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении. Для его прохождения необходимо применять логику, ловкость , координацию,  умение работать в команде.


Живой квест — это салонная детективная игра. Участники оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель — поиски убийцы, борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели, иногда даже идущие вразрез с общей — например, вернуть возлюбленного или узнать о предательстве, восстановить справедливость или, наоборот, замести следы преступления. Наличие нескольких целей обеспечивает разноплановость игры. Игрок сам может определять, какая цель для него первоочерёдная. Суть игры — выполнить как можно больше целей [6]. 

В квест-индустрии существуют свои жанры [12]:
1. Эскейп-рум или как выбраться из комнаты. Команда заперта в помещении. Используя многочисленные подсказки и вспомогательные средства (которые необходимо найти), участники должны за ограниченное время выбраться наружу. Обычно на это дается всего один час.
2. Квест в реальности (живой квест). В отличие от классического эскейпа, здесь необязательно искать выход. Игроки могут спасать вселенную, защищать кольцо всевластия от посягательств темных сил. Выполняя задания, игроки проживают ситуацию максимально близко к сценарию.
 3. Квест-перформанс. Этот жанр подразумевает присутствие в комнате актеров, которые могут направлять игровой процесс в ту или иную сторону. Они могут помогать, или наоборот, мешать выполнять задания. 
 4. Экшн Игра или спортивный квест. В этом жанре всевозможные полосы препятствий, погони, силовые задачи гармонично сочетается с необходимостью мгновенно решать логические задачи, подключая к их решению всю команду.
 5. Морфеус квест. Игра происходит в воображении. Всем игрокам завязывают глаза на протяжении всей игры. Здесь, также как и в перформансе, присутствуют актеры и ведущий, которые помогают глубже вжиться в ситуацию. 

Библиотечный квест – игра для нескольких человек,  как правило, основанная на одном или нескольких художественных произведениях, имеющая сценарий, маршрут и определенные правила. Нередко библиотеками проводятся краеведческие квесты, каждая остановка в маршруте которых соответствует памятному месту, достопримечательности города или населенного пункта. Такая игра в интересной форме по-новому рассказывает о городе, краеведческой литературе. 

Цель библиотечного квеста: продвижение книги и чтения в молодежной среде креативными средствами.

Методика организации и проведения квеста в библиотеке:
1. Выбор идеи/темы квеста.
2. Разработка концепции игры, легенды.
3. Составление сценария, заданий
4. Определяется состав участников и сотрудников (инициативной группы), ответственных за маршруты.
5. Составляется общая карта игры, проводится окончательная редакция
6. Рекламирование квеста (устная реклама, листовки, афиша, индивидуальные приглашения, размещение объявления на сайте, в социальных сетях) 
7. Внутреннее оформление помещения библиотеки в соответствии с выбранной темой.
8. Проведение игры.
В качестве призов (бонусов) могут быть как традиционные  для таких мероприятий книги, диски, фирменные блокноты, ручки, сладкие подарки, так и креативные: «карта сокровищ», собранная после прохождения квеста, фотография в костюме, с героями квеста (при наличии технических возможностей).


Сценарий библиотечного квеста
    Сценарий объединяет сюжетными линиями точки,  в которых выполняются задания. Игра может проходить в форме театрализации, экскурсии, маршрута (в этом случае составляется маршрутный лист или карта) или объединять все названные варианты. Сюжет квеста (легенда) объединяет задания, героев, оформление. Итогом игры может быть составление карты, пазла, фразы, накопление баллов или артефактов.
Задания могут быть разноплановыми, в зависимости от центральной, объединяющей игру, легенды: 
интеллектуальные (знание текста определенного произведения, разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, детективной задачи, шифра);
ориентировочные (найти подсказку, выход, маршрут на карте, место в книге);
технические (собрать что-либо, например, макет, письмо);
спортивные (допрыгнуть до чего-либо, попасть в цель, пройти сквозь «охранные лучи», не задев их;
творческие (составить коллаж персонажа, эпохи, нарисовать книжную обложку).

Правила прохождения квеста варьируются организаторами и оглашаются до начала проведения игры: 
1. Игра начинается одновременно для всех участников по какому-то условному знаку (слово ведущей, удар гонга, взмах флажка).  Далее озвучивается  легенда, где уже могут быть подсказки, раздаются (при необходимости) маршрутные листы, карты, фрагмент пазла или фразы.
2. Контроль прохождения заданий устанавливается ведущей или отметкой в карте, путевом листе, карточке участника.
3. За нарушение правил игры, отклонения от маршрута, команды полагается штраф – дополнительный вопрос (задание), наделение участника игровыми функциями (например, роль совы, почтового голубя) или исключение из игры.
4. Окончанием игры является прибытие первой или последней команды на конечный пункт и оценка результатов или удар гонга, извещающий, что время закончилось (в этом случае подсчет баллов/ результатов производится, исходя из сделанного на настоящий момент).



Примеры библиотечных квестов
Библиоквест «Прогулки во времени» Межпоселенческой библиотеки Темрюкского района Краснодарского края. Сквозной темой квеста стал «Переход времени». Две команды «Легенда» и «Поколение XXI века  по условиям игры собирали ключевую фразу, последовательно двигаясь по этапам, выполняя при этом различные задания: активные, логические, поисковые. Так, на этапе «Библиотека», командам, для того чтобы собрать фрагменты ключевой фразы, необходимо было пройти несколько творческих испытаний, используя при этом поиск книг по традиционному и электронному каталогу, задействовать Интернет-источники, электронные энциклопедии и другие технические возможности библиотеки. Задания проходили  в библиотеке, у кинотеатра «Тамань», в сквере им. А.Ф. Куемжиева,  у дуба, посаженного около библиотеки. Все задания были связаны с книгой, библиотекой и временем. Со сценарием и заданиями можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.bibliotemryuk.ru/struktura-biblioteki/metodiko-bibliograficheskiy-otdel/metodicheskaya-kopilka/metodicheskaya-kopilka_58.html [2].

Центральная библиотека г. Анива провела хоррор-квест «После заката: сумерки в библиотеке» в рамках «Библионочи». Участникам предлагалось пройти вместе с ведущим - сталкером по мрачным лабиринтам, оформленным по мотивам книг жанра «хоррор».  Сквозная идея мероприятия, - по ночам в библиотеке оживают персонажи, и не все из них – добропорядочные и человеколюбивые граждане Книжной страны. Чтобы с честью выйти из Книжных лабиринтов, предлагалось выполнить необычные задания. Со сценарием можно ознакомиться по ссылке: http://www.anivalib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=139:2011-11-07-01-39-01&catid=10:profi&Itemid=26 [11]. 

Новая форма – веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают читатели, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в культурно-досуговое или образовательное пространство пользователя. Они охватывают отдельную проблему (например, нравственного выбора),  область знания (например, астрономию), книгу, серию книг или объединяют несколько направлений. 

Веб-квесты проводятся как кратковременная акция (конкурс) или на долговременной основе.

Результат веб-квеста – сайт, блог или страница в социальной сети, на которых публикуются работы участников.

Веб-квест должен иметь [4]:
вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо.  Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания (этапы).
руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц – во избежание технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата);
заключение, в котором суммируется опыт, который получен читателями в результате прохождения веб-квеста. 

Примеры веб-квестов:
«Орфографиада. Путешествие во времени»  - веб-квест Запорожской гимназии № 47 проходил по следующей схеме: участникам необходимо зарегистрироваться, выбрать одну из предложенных ролей (грамотеи, знатоки, лингвисты, книголюбы), от лица которой они будут проходить квест и по этому принципу объединиться в группы. Далее необходимо выполнить занятия, причем каждый член группы отвечает на вопрос по конкретной, своей теме, что экономит время. На выполнение каждого задания  дается  4 дня, на последнее, одинаковое для всех групп –  2 дня. Результаты игроки отправляют на электронную почту организатора и размещают информацию на странице  своей группы в  блоге "Путешествие во времени".  Отметка о выполнении заданий заносится в Журнал путешествия. Выполнив все задания, участники получают  шифр-пропуск, разгадав который, попадают на слет путешественников в стране Орфографии [5]. 

Веб-квест «Сказки Пушкина в XXI веке» библиотеки МАОУ «Лингвистический лицей № 25» основан на предположении, заключающемся в следующем:  в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Проект направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы вопросов и творческих заданий учащимся предлагается неоднократно перечитывать и просматривать тексты сказок А.С.Пушкина по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа [10]. С помощью современных технологий проект привлекает внимание к пониманию художественного текста.


Список использованной литературы и источников:

1. «Литературный квест» - идти в ногу со временем [Электронный ресурс]: сайт // Чтение 21. – Режим доступа: http://chtenie-21.ru/konf2/prog/7184.

2. Библиоквест «Прогулки во времени» (сценарий) [Электронный ресурс]: сайт // Межпоселенческая библиотека Темрюкского района. – Режим доступа: http://www.bibliotemryuk.ru/struktura-biblioteki/metodiko-bibliograficheskiy-otdel/metodicheskaya-kopilka/metodicheskaya-kopilka_58.html.

3. Библиотечный квест: методическая консультация / МУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального образования Надымский район; [сост. Т. В. Саванина]. – Надым, 2015. – 7 с.

4. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]: сайт // Конгресс конференции «Информационные технологии в образовании». – Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html. 

5. Веб-квест «Орфографиада. Путешествие во времени» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/orfografiada/.

6. Живой квест [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.

7. Играем квест в библиотеке: методико-библиографическая консультация / МБУК ЦГБ им. В. Маяковского. – Саров, 2013. – 10 с.

8. Квест [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.

9. Путешествие по Книжному океану: методические рекомендации для муниципальных детских библиотек по проведению квест-игры / БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина»; [сост. А. Г. Ноготкова]. – Орёл, 2013. – 36 с.

10. Сказки Пушкина в XXI веке [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://konkurs.ciur.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.pdf 

11. Хоррор-квест «После заката: сумерки в библиотеке» [Электронный ресурс]: сайт / Центральная библиотека им. П. Н. Ромахина. – Режим доступа: http://www.anivalib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=139:2011-11-07-01-39-01&catid=10:profi&Itemid=26.

12. Что такое квест? [Электронный ресурс]: сайт // GuestsGuru.ru. – Режим доступа: http://questsguru.ru/quest-info. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.