пятница, 16 февраля 2018 г.

Сценарий обсуждения рассказа Ч. Айматова "Солдатенок"

Звучит песня «Журавли».
Музыка Я.Френкеля
Слова Р.Гамзатова
Н. Дербенёва
На фоне музыки слово ведущего:
Всем героям нашей страны посвящается.
С каждым годом людей, видевших войну своими глазами, становится все меньше.
Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.
«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас… Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»
( Ю.Фучик)
Ведущий: Об этом же рассказ «Солдатенок» Чингиза Айтматова. Содержание рассказа выражается в доброй памяти людей о погибших в борьбе с фашизмом.

Ведущий: Чингиз Айтматов родился в 1928 году, лишился родителей и жил в детском доме. Юность писателя пришлась на годы Великой Отечественной войны, когда он вместе со всем народом переживал трудности, радовался победе, одержанной над врагом. В годы войны будущий писатель работал в колхозе; он встречал в те годы много солдатских вдов, детей, потерявших отцов на войне, поэтому ему близки и памятны страдания людей, и, когда начал писать, сделал их главными героями своих произведений.
После окончания Высших литературных курсов в Москве Ч. Айтматов пишет книги как на русском, так и на киргизском языках. Русский язык стал для него вторым родным языком.

Ведущий: А сейчас мне хочется уточнить и остановиться на временных рамках:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Когда она закончилась?
3. Какие книги вы читали об этих событиях? (Богомолов «Иван», Катаев «Сын полка», Шолохов «Судьба человека», Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре» и т.д.).
4. А знаете ли вы что-нибудь о современных войнах и какие фильмы смотрели? («Грозовые ворота», «Кукушка» - фильмы о локальных конфликтах, о Чечне).

Ведущий: А знаете ли вы, что означают незнакомые слова рассказа «Солдатенок»?
Кошара - помещение для содержания овец, скота.
Стригальный сезон – время стрижки овец.
Окотная компания – период родов кошки и некоторых других животных (коз, овец и др).
Сверхурочные дни – дни, отработанные сверх нормы.
Коммутатор - устройство для ручного или автоматического соединения абонентских линий.
Чабан – пастух.
Отары – большой гурт (стадо) овец.
 Джеенгуль – имя матери главного героя.
 Токтосун – имя отца главного героя.
Авалбек – имя мальчика, главного героя.

Ведущий: В рассказе Ч.Айтматова, описываются важные события 1941-1945 гг. На фоне этих событий и рассматриваются глубокие переживания мальчика, неожиданно осознавшего потерю – гибель отца на фронте.

Ведущий:
1.     Где и когда происходит действие рассказа? (Действие рассказа происходит в кошаре, той белой кошаре, где каждый год проводят стрижку овец. Сюда, в кошару приехало кино. Картину начали показывать после работы, когда стемнело. Фильм был про войну)
2.     Как ведется повествование? Кто рассказывает историю? (Повествование ведется от лица автора. В своем рассказе автор показывает те трудности, что легли на плечи солдатам и в то же время не забывает о людях оставшихся в тылу).

Ведущий: Почему мать подтвердила Авалбеку, что солдат – артиллерист был его отцом? (Он был очень похож на отца. Мать разволновалась и вспомнила мужа.
- «Мама, это мой отец?- переспросил Авалбек у матери
- Что? – не поняла она. Сиди тише. Смотри.
- Ты же сказала, что он мой отец.
- Да, конечно, твой отец. Только не разговаривай, не мешай другим).
(Она хотела, чтобы сын знал, что его отец был храбрым солдатом, отдавшим свою жизнь за Родину, и гордился им).

Ведущий: При каких обстоятельствах Авалбек по-настоящему пережил потерю отца, давно погибшего на фронте? (Когда он в фильме увидел, как сражался и как погиб солдат-артиллерист, которого он воспринимал как своего отца.)

Ведущий: Композиционные особенности рассказа определяются двумя планами повествования:
а) планом настоящего (реальная жизнь людей в киргизском селе, жизнь главного героя Авалбека, которого автор называет сыном солдата (солдатенок)
б) планом прошедшего, запечатленного на экране (события Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Переплетение этих двух планов происходит в то время, когда мальчик узнает в одном из артиллеристов, действующих на экране, своего отца. С этого момента он становится солдатенком, сыном солдата.
1.     В этом переплетении ярко выражается авторская позиция, гуманизм Ч. Айтматова. В словах, мыслях и чувствах автора мы видим высшую и главную оценку того, что мы называем памятью о погибших во имя жизни на Земле. Они живут в наших сердцах, в нашей памяти: «А в этот час Авалбек смотрел на отца глазами сына, и в его детской душе поднималась горячая волна сыновней любви и нежности».
2.     В центре рассказа два главных героя: солдат-артиллерист Токтосун и сын солдата Авалбек. В начале Токтосун предстает перед нами как безымянный герой войны, пришедший с экрана в мирную жизнь горного киргизского села. А затем в мужественном, сильном, храбром артиллеристе Авалбек узнает своего отца, который перестает быть для всех, для мальчика в особенности просто солдатом минувшей войны.

Ведущий: Какие чувства вызвал у вас рассказ «Солдатенок»?
                   Как вы думаете, кем вырастет солдатенок? (Авалбек гордится отцом, поэтому он будет стараться походить на отца. Возможно, Авалбек станет военным.

Ведущий: В этом рассказе слышится голос автора, где он подчеркивает героизм советских людей, те минуты, дни, годы жизни простых русских солдат, их жен, детей.
«Он не знал, что с этого часа в нем начал жить отец, давно погибший на войне».

Ведущий: А войны идут и в наши дни, где гибнут тоже дети. Конфликты в Чечне, Грузии, Беслане – Северной Осетии. Десятки тысяч погибших, так мало успевших в жизни и сделавших так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Ведущий: Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
(Р. Рождественский)
А. Г. Суминова


Комментариев нет:

Отправить комментарий