среда, 13 июня 2018 г.

Скетч, читательский дневник, фанфикшн и сторителлинг: новые веяния


В книжных магазинах все чаще встречается следующая картина: молодые люди, скрупулезно просматривающие альбомы в отделе канцелярии или творчества. Они общаются на интересном языке, состоят в «фандоме», обсуждают знакомые произведения, но с иными концовками.  
«Библиотечный навигатор» заглянул в этот любопытный мир увлечений и готов рассказать, чем же интересуется молодежь.
Первое, это скетчи, для которых издательства выпускают альбомы для творчества (скетчбук), мастер-классы от известных иллюстраторов, блокноты для творчества.


Скетч – это  эскиз будущего рисунка, то есть рисунок в стилистике граффити небольших размеров (обычно не больше альбомного листа), выполненный на бумаге или картоне, иногда на пластике [2].

Обилие скетчбуков на книжном рынке сравнимо только с популярностью зендудлов – психологических раскрасок для взрослых. Однако знатоки разделяют скетчбуки, артбуки и смэшбуки. 

Артбук – это рукотворные книги, дневники путешественников, оформленные эскизные блокноты, а еще  коллажи и рисунки, собранные в одну тетрадь [4].
Смэшбук – записная книжка с разворотами – заданиями для творчества. Пример – блокнот для творческих людей «Wreck this journal» («Уничтожь меня»). 

Еще один тренд – это читательские дневники. Убеждение, что молодежь не читает, породило моду на книжных блогеров – лидеров мнений, которые стремятся читать как можно больше и фиксировать результаты письменно или виртуально (в блоге, инстаграме, в книжных социальных сетях). Издательства подхватили это веяние и выпустили красивые читательские дневники не только для детей, но и для взрослых. Книжные блогеры заполняют такие дневники очень аккуратно, практически библиотечным почерком, выписывают цитаты, украшают наклейками и афишами экранизаций.


Фанфик – любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), а также компьютерных игр и т. д. [3]. Авторы подобных произведений, фикрайтеры, объединяются в фандомы – сообщества фанатов. Фандомы собираются не только вокруг вселенных Гарри Поттера и «Властелина колец, но и по отечественной классике. 

Например, героев переносят в другой исторический или литературный контекст. Так, Чацкого отправляют в антиутопии, Обломова — в будущее (с шутками, что сидеть безвылазно дома за играми и социальными сетями стало гораздо удобнее) [1].

Пример: «Хорошая книжонка выйдет… ничего не скажешь» - о том, что вышло бы из размышлений персонажей известных классических произведений русской литературы, если бы они взялись обсуждать современных читателей и современные «книги» (https://ficbook.net/readfic/4282144).

Рассказыванию историй посвящен сторителлинг, невероятно популярный у блогеров. Для всех, кто чувствует тягу к литературному творчеству, издательства выпускают блокноты, книги, мотиваторы, призванные развивать писательские способности. Этот же навык полезен  для маркетологов и копирайтеров.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Романенко, К. Болконский не умрет [Электронный ресурс]: сайт // Горький. – Режим доступа: https://gorky.media/context/bolkonskij-ne-umret/

2. Скетч [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%87

3. Фанфик [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%84%D0%B8%D0%BA.

4. Что такое артбук и чем он может быть полезен? [Электронный ресурс]: блог // Издательство «МИФ». – Режим доступа: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2017/12/17/chto-takoe-artbuk-i-chem-on-mozhet-byt-polezen/

Р. С. Сахаренкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий