пятница, 29 сентября 2017 г.

«Через библиотеки - к будущему» - 2017

«Библиотечный навигатор» побывал на международной конференции «Через библиотеки – к будущему», проходившей с  18 по 22 сентября в Анапе. 
Выступления в этом году посвятили актуальной теме «Человеческий капитал: роль библиотеки в его формировании у молодого поколения».  В этой статье  - материал о том, что показалось наиболее интересным и, самое главное, информация к размышлению о возможностях развития человеческого капитала в современной библиотеке. Можно ли «достучаться» до подростка с помощью книги? И если да, какие формы и ресурсы необходимо развивать для этого? 

Центральный вопрос пленарного заседания касался определения «человеческий капитал». Профессор О. В. Шлыкова выделила два толкования термина, дидактическое и экономическое. В соответствии с первым, человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков для удовлетворения потребностей человека и  общества. Второе  определяет человеческий капитал как совокупность инвестиций, повышающих способность к труду.  При этом влияние культуры на формирование ценных компетенций невозможно однозначно выявить ввиду отсутствия инструмента  оценки.  Традиционные библиотеки несут ментальность и культуру, это их конкурентное преимущество по сравнению с электронными ресурсами. В то же время необходим союз с информационными технологиями для создания культурного многообразия. Развитие возможно с помощью библиотекарей, компетенций которых не заменит машина.  

Хагуров Т. А. доктор социологических наук, профессор, отметил,  что с экономическим толкованием человеческого капитала, когда знания, умения, способности оцениваются с точки зрения рыночной стоимости, надо быть осторожными. При таком подходе утрачивается все, что не имеет платежеспособного спроса. Однако вечные ценности имеют государственную важность. Немалую роль в их формировании играет книга, которая учит анализировать, размышлять, обсуждать. Необходимо говорить с молодежью на ее «языке», но при этом поднимать на уровень классического произведения, мышления.  Тему «массовой примитивизации» продолжил Н. Н. Петропавловский,  депутат Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва, социальный технолог. Библиотеки, по его мнению, в современном мире должны формировать последовательное мышление в противовес клиповому, поверхностному.

А. В. Лисицкий, директор библиотеки им. Ф. М. Достоевского, г. Москвы, поддержал предложение библиотекам, как центрам работы с человеческим капиталом, вкладывать свое содержание в тот «язык», на котором сегодня общается молодежь. Например, организовывать коворкинг, makerspace, ФабЛабы, лектории  на базе библиотек. В библиотеке им. Ф. М. Достоевского уже реализуются интересные проекты и формы проведения мероприятий, такие, как:

«Достоевский на каждый день» - мультимедийный проект, посвящённый 150-летию романа «Преступление и наказание». Фрагменты произведений Ф. М. Достоевского читают известные дикторы, актёры театра и кино.


 «Городские завтраки» -  проект, включающий лекции  об актуальных вопросах международных отношений от ведущих экспертов и ученых. Участники задают вопросы и могут пообщаться в неформальной обстановке. На мероприятиях бесплатно распространяются аналитические материалы Российского совета по международным делам.

На проектном диалоге «Университет и библиотека: пространство для синергии интеллектуальных проектов и развития потенциала молодежи» участники разделились на группы, организовав тем самым «рабочее пространство» для выработки форм сотрудничества библиотеки и университета через 20 лет.  Профессор Гиль С. С., руководивший творческим процессом, помог оформить оригинальные решения в простые формулы, например: «Библиотека – мастерская игрового конструктивного творчества, университет – поставщик». «Библиотека – хранилище лучших образцов творческих работ студентов и текстов, университет – продюсер».

Интересное выступление подготовила А. Л. Чобанян, заведующая библиотекой «Семеновская», межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова, г. Санкт-Петербурга, рассказав о необычных формах работы. Например, «поттеризация» - костюмированная вечеринка по произведениям Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере, видеорепортаж о которой был представлен участникам конференции. 



Другой необычный проект – «Книжный штурман», в рамках которого читатели готовят  рекомендации книг в разных формах: письменная рецензия, видеоролик, арт-объект (буктрейлер, открытка, презентация). Оценивают работы эксперты и специалисты, в том числе преподаватели и профессора Высшей Школы Журналистики и Массовых Коммуникаций. Лучшие рекомендации по итогам конкурса  вошли в печатный сборник работ.

Такая форма проведения мероприятий, как лекторий, пользуется популярностью в Донецкой республиканской библиотеке для молодежи.  Заведующая отделом социокультурной деятельности, Т. П. Чекина, представила проекты «Живая библиотека» (лекторий, общение с интересными людьми), «Книжный завтрак» (чаепитие, сопровождаемое беседой с приглашенными гостями – блогерами, писателями, поэтами, переводчиками).


Опытом проведения мероприятий для детей  поделилась Е. А. Лукьянович, заместитель директора ЧОУ «Средняя образовательная школа «Альтернатива», координатор Краснодарского регионального отделения Русской ассоциации чтения.  Крупным мероприятием стал Всероссийский дистанционный видеоконкурс чтецов «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце», который позволил охватить детей младшего школьного возраста из различных регионов России. Это многоступенчатое соревновательное мероприятие по чтению вслух произведений российских и зарубежных авторов с усложняющимися заданиями на каждом тематическом этапе. 
Кроме того, сотрудники Русской ассоциации чтения, работая в тандеме со школьниками,  разрабатывают «рецепты чтения». 

Во второй день работы конференции участники посетили Всероссийский детский центр «Смена» и организованный при нем учебно-тренировочный центр профессионального мастерства «Парк будущего». В его учебных аудиториях, футуристичных кластерах, проходит профориентация (пробы) и интерактивное обучение  детей и подростков работе на современном технологическом оборудовании: токарных и фрезеровочных станках, 3-D принтерах,  сварочном аппарате и других.  Специальности подобраны с учетом списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, на основе перечня компетенций Международной ассоциации WorldSkills и в соответствии с «Атласом новых профессий» Президентского Агентства стратегических инициатив.  На базе детского центра работает библиотека лагеря  – «библиосмена». В ней можно выпить кофе, послушать лекцию, взять почитать книгу (запись изданий в формуляры осуществляется самостоятельно, в будущем планируется электронный учет, библиотекарь только помогает с выбором, советует). Здесь же создан военно-патриотический музей, выставка, посвященная Олимпиаде. 

М. С. Новиков, заместитель директора по организационным вопросам Всероссийского детского центра «Смена» вывел социальную формулу: «Сегодня забота о человеческом капитале молодежи. Завтра – процветающая страна» и отметил роль библиотек в этом процессе. Как субъект молодежной политики, библиотечные учреждения создают условия для интеллектуализации молодых людей, осуществляя неформальное образование. 

Директор Самарской областной юношеской библиотеки, Н. П. Макарова, представила вниманию аудитории результаты обновления внутреннего пространства библиотеки и интересные проекты. 





Проект «Грувология» презентует фонд аудиоизданий, участники мероприятий знакомятся с диджеингом, теорией музыки с помощью волонтеров, профессионалов в этой области.

Проект «Мастерская коллажа» предлагает участникам обучение созданию коллажей на различные темы. Коллажи применяются и для оформления массовых мероприятий в библиотеке.

Проект «Самарский клуб комиксов» осуществляется совместно с Московским комикс-клубом и включает создание фонда комиксов, в том числе собственными усилиями совместно с издательством. На конференции «Через библиотеки – к будущему» комикс «Цезарь великолепный» стал победителем в конкурсе методических изданий. Кроме того, существует клуб подготовки к косплеям.

Библиотека проводит мастер-классы «Погружение в профессию». Участники могут попрактиковаться в разных профессиях и узнать, где ими можно  овладеть.

Тему организации пространства для интеллектуального и творческого развития молодежи продолжила О. В. Купрещенко, заместитель директора Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи г. Владимира. Практика организации акции «Ночь перед экзаменом», когда библиотека работает допоздна, а ксерокс работает бесплатно для студентов, актуальна среди молодежи в период подготовки к сессии. Помимо традиционного книжного фонда и пополняемого электронного фонда, доступа к электронным библиотекам, читатели могут воспользоваться интерактивным столом. 


В библиотеке проходит голосование «С кем читатели хотели бы встретиться». Проходят выездные встречи в Государственной Думе:  молодые люди могут задать вопросы политикам о том, как они добились успеха. Проходят мероприятия под названием «Темнота – друг молодежи» - квартирники, участники которых читают свои стихотворные строки или произведения поэтов. 

Проект «Около Шекспира» знакомит с редкими английскими постановками, артистами театра. 
С 2018 года Владимирская областная библиотека для детей и молодежи переходит на RFID-технологии.

С работой уникальной Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина в Тюменской области познакомила библиограф Я. В. Воронова. В фонде – нет традиционных бумажных изданий, только электронные ресурсы, поэтому читателей привлекают с помощью онлайн-квестов. Участникам предлагаются задания в Google-формах, которые можно выполнить с помощью электронных ресурсов библиотеки. Главная цель – формирование информационной культуры обучающихся, презентация уникального контента Президентской библиотеки, который лучше и авторитетнее «Википедии».

Программу второго дня конференции завершила встреча с писателями Татьяной и Максимом Будановыми. Их литературный проект «Приключения Перисада и популяризация античной истории юга России» посвящен популяризации исторического наследия античного периода юга России. 
В рамках него вышла художественная книга для подростков о приключениях Перисада, сына правителя Боспора, который приезжает в Горгиппию и узнает этот край вместе с местным мальчиком, Геркулатом. В планах дальнейшего развития – видеоблог, где ребята будут рассказывать об истории Боспорского царства, создание игр, в том числе компьютерных, а также литературно-историческая экспедиция с Русским географическим обществом для разработки туристического маршрута, встречи с читателями и организация театрализованных представлений. Текст книги и материалы проекты можно прочитать на сайте: http://perisad.ru/.

Третий день конференции прошел в г. Новороссийске. Участники посетили Юношескую библиотеку им. М. Горького. На базе нее прошли  дискуссия с молодежью «Мы в ответе за Россию» и специальная лекция генерального директора телерадиокомпании «Краснодар» «Время черных зеркал» о влиянии смартфонов на современные СМИ и библиотеку. 

Знакомство  с работой Центральной городской библиотекой им. Э. Э. Баллиона  вызвало большой резонанс среди сотрудников библиотек. Так, в арт-пространстве «Молодежный проспект» фонд состоит из числа изданий, подаренных библиотеке читателями. Это новые, актуальные книги, комиксы. Здесь можно играть в настольные игры,  посещать дискуссионные мероприятия, квартирники, стихочтения или организовать пеший туристический поход. В отделах «Абонемент» и «Читальный зал» открытый доступ организован по типу книжного магазина, что удобно для читателей. Есть отдел краеведения, включающий универсальный фонд литературы, периодические издания и электронную базу данных по краеведению, информацию из которой можно распечатать или сохранить на внешний накопитель. Совместно с издательством «Одиссея» отдел готовит рекламно-информационную газету «Акватория» и литературный вестник «Victoria». В этих изданиях –  местный литературный процесс, критические и литературные статьи, очерки о писателях, обзоры книг, информация о художественных проектах.

В заключительный день конференции на профессиональной площадке «Палитра опыта» коллеги поделились информацией о работе по различным направлениям деятельности в рамках центральной темы конференции – «человеческий капитал».

Н. И. Мизина, директор Межпоселенческой центральной библиотеки станицы Кущевской представила проект «Литературный десант», заключающийся в продвижении книги с помощью выездных квестов. «Букслэмы» - еще одна креативная находка. Это командная игра, в которой за 3 минуты участники представляют друг другу книги, а жюри и публика оценивают, определяя победителя. «Печа-куча» - игра, к которой ребята готовятся заранее. Задача – сделать 20 слайдов на определенную тему и затем представить их.

Интерес участников конференции вызвала работа по экологическому и антикоррупционному просвещению в Липецкой юношеской библиотеке. Т. Ю. Кондаурова, заведующая отделом мультимедийных технологий, подробно объяснила цели и содержание проектов. На мероприятиях проходят встречи с работниками правоохранительных органов, священником. Межрегиональный сетевой экологический проект «ЭкоQUEST» объединяет онлайн-лекции, интернет-викторины, конкурс экологических демотиваторов.

Веб-экскурсии по музеям, изобразительному искусству, достопримечательностям в своей работе использует  Межпоселенческая центральная библиотека Каневского района в рамках заседаний клуба «Юный искусствовед».

Передать содержание всех выступлений, прозвучавших на конференции, не представляется возможным в рамках одной статьи. В 2018 году выйдет одноименный сборник  материалов. Однако размышлять, планировать работу можно уже сегодня. Прошедшая конференция, на наш взгляд, стимулирует развитие и поиск нестандартных решений в области создания условий для формирования человеческого капитала в библиотеке.

Р. С. Сахаренкова



2 комментария:

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Огромное спасибо за интереснейший материал! Непременно поделюсь со своими коллегами, сотрудниками вузовской библиотеки, этой информацией. Всего самого доброго!
    С уважением и надеждой на дальнейшее общение, Агния

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния!Рады, что материал понравился. Постараемся и в будущем публиковать интересный и уникальный материал. Мы открыты для общения и сотрудничества. С уважением, Виртуальный методист.

      Удалить