Сегодня
квесты становятся действенной формой
работы с читателями, особенно, молодежью. Зародившись как деталь компьютерных
игр, интерактивные истории «шагнули» в реальность. Их проводят по определенным
правилам и сценарию организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные,
культурные учреждения. Квест - (англ. quest), или приключенческая игра (англ.
adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий
собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими
элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование
мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач,
требующих от игрока умственных усилий [2].
Следующим
этапом развития интерактивных игровых технологий стало создание веб-квестов.
Первоначально – в образовательной среде. Затем к этому движению присоединились
библиотеки, а особенно те из них, где имеется хороший фонд электронных изданий
и продуктов, например, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина.
Образовательный
веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения
которого используются информационные ресурсы Интернета [3].
Главная
особенность веб-квеста в том, что читатели (пользователи, участники квеста)
работают со страницей в интернете, на которой размещены задания, задействуя
информационные ресурсы библиотеки, других сайтов. Итогом квеста является
электронный ресурс (сайт, блог) или продукт (презентация, видеоролик),
размещенный в интернете. Время прохождения квеста от 1 часа иди дня
(краткосрочный квест), до месяца (долгосрочный квест).
Задания
для веб-квеста могут быть различными: творческими или на знание определенных
фактов. В библиотечной деятельности могут быть использованы следующие формы:
1.
Пересказ или фанфикшн - любительское
сочинение по мотивам литературных произведений, например продолжение известной
сказки, экранизация произведений, презентация, плакат по мотивам книги.
2.
Компиляция – сопоставление информации из
разных источников: составление ленты времени, литературного маршрута, эпохи.
3.
Аналитический поиск и анализ информации –
например, выявление литературных памятников, незаслуженно забытых произведений
через создание совместных презентаций, инфографики.
4.
Детектив, головоломка, таинственная история
– поиск решения на основе сопоставления фактов.
5.
Оценка – обоснованная оценка действий персонажей.
6.
Журналистское расследование – исследование
на основе разделения мнений и фактов.
7.
Реклама книги.
8.
Поисково-просветительская акция –
выявление значимых лиц в истории города, книжного дела.
Структура веб-квеста:
•
вступление, где четко описаны главные
роли участников (например, «Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку
таинственного происшествия»), сценарий квеста, предварительный план работы,
обзор всего квеста;
•
центральное задание, которое понятно,
интересно и выполнимо. Результат должен
быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти
ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая
должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на
переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
•
список информационных ресурсов (в
электронном или бумажном виде), необходимых для выполнения задания. Список
должен быть аннотированным.
• описание процедуры работы, которую
необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания
(этапы).
•
руководство к действиям (как
организовать и представить собранную информацию), которое может быть
представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например,
связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по
использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц
(презентаций, видеороликов).
•
описание критериев оценки веб-квеста.
•
заключение, в котором суммируется опыт,
который получен читателями в результате прохождения веб-квеста.
План
подготовки и проведения веб-квеста выглядит следующим образом:
1.
Библиотекарь готовит веб-квест:
центральную тему, задания, критерии оценки, способ представления и заполнения
участниками материалов, например, Google-формы.
2.
Участники квеста собираются вместе на
массовом мероприятии (если квест проходит в реальности) или выполняют задание
на собственном компьютере (онлайн, виртуально). Ведущая знакомит участников с
темой и условиями прохождения игры. Читатели распределяют между собой роли (не
более 4 человек на 1 роль). При этом все члены команды должны помогать друг
другу и учить работе с компьютерными программами.
3.
Индивидуальная работа участников на
общий результат – прохождение квеста. Участники одновременно, в соответствии с
выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом
происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными
программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого
задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели -
заполнения страницы в интернете. При выполнении заданий участники используют
электронные ресурсы библиотеки, осуществляют поиск в интернете, разрабатывают
структуру будущего сайта (блога, совместной презентации).
4.
Ведущая подводит итоги, формулирует
выводы и предложения, определяет совместно с участниками лучшие работы.
Критерии
оценки работ – творческое выполнение, грамотность, достоверность информации,
соответствие заявленной теме и форме, логичность, структурированность,
проработанность, индивидуальность, командная работа, технические навыки.
Примеры
веб-квестов:
«Шекспир
и его мир» https://sites.google.com/site/sekspiriegomir/
«Сказки
Пушкина в XXI веке» https://sites.google.com/site/skazk21/home
«Как
на Книжкины именины» https://kvest2017knigi.jimdo.com/
«Детективное
расследование дела о кладе Стеньки Разина» http://wiki-sibiriada.ru/%D0%92%D0%B5%D0%B1-%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%BE_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0
«Заветные письма» https://docs.google.com/document/d/1c5yL5HTjgJM8mym9_Sw2GZLQaABZzhF1K5OWTpB3esw/pub
«Тайна
Евгения Онегина» https://docs.google.com/document/d/1WDxLSoWCoxBpYQ6nc11q-LpbldxHpLHcC8IrR8m6jyM/pub
«Любимые
блюда любимых героев» https://docs.google.com/document/d/1eCMXKPayCgWYW4yiQ5f2g9UFlG1yyepVRDeCubnM6GE/pub
«Зачем
человеку нужна книга» https://docs.google.com/document/d/1VWxJvp7B7Zvq9tlEyzbhN_AMd2EK8ISvmUYCY_n9L0g/pub
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1.
Быховский, Я. С. Образовательные
веб-квесты [Электронный ресурс]: сайт // Конгресс конференции «Информационные
технологии в образовании». – Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html.
2.
Квест [Электронный ресурс]: сайт //
Википедия. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.
3.
Что такое образовательный веб-квест? [Электронный
ресурс]: сайт // Проект педагогов школы № 457 Выборгского района
Санкт-Петербурга «Система занятий по формированию информационной культуры
учащихся начальной школы посредством интеграции учебных предметов и
использования квест-технологии». – Режим доступа: http://project.457spb.ru/p8aa1.html.
4.
Ястребцева, Е. Н. Коллективная «копилка»
библиотечных веб-квестов [Электронный ресурс]: презентация. – Режим доступа: https://docs.google.com/presentation/d/1Fhla51la6V2ljsAYQU-UlwxsECWNNSptiZY33l16_aY/edit#slide=id.p.
Р. С. Сахаренкова
Спасибо за консультацию.
ОтветитьУдалить