Трансформация библиотек
Сукиасян, Э. Р. Креативность – это не лозунг, а конкретные дела. Коллективный портрет современной библиотеки // Современная библиотека. – 2017. - № 5 (75). – С. 8-15.
В статье-размышлении один из самых авторитетных специалистов в библиотечном деле, Э. Р. Сукиасян, в художественной форме описал коллективный портрет библиотеки будущего, в котором объединены креативные новшества, уже существующие в отдельных филиалах. Среди них – изменение графика работы, совершенствование внутреннего пространства, грамотные информационные материалы (схема записи в библиотеку, план помещений, правила пользования), выставки творчества читателей, встречи с коллекционерами, встречи с читателями-туристами с просмотром видео-фотовпечатлений, автоматизация книговыдачи и другие.
Чувенкова, Д. В. Искусство, доступное всем // Современная библиотека. – 2017. - № 10 (80). – С. 16-21.
Рассматривается работа Центра культурных программ в Донской государственной публичной библиотеке. На базе него проходит Фестиваль современного искусства, где молодые художники представляют свои работы, проходят обсуждения арт-тенденций региона, мастер-классы известных художников и дизайнеров, концерты современных групп.
Массовая работа
Белова С. Н. Зачем Даль записывал пословицы на «ремешках»? // Современная библиотека. – 2018. - № 2. – С. 36-39.
Опытом проведения информационно-библиографических игр делится Центральная библиотека г. Кандалакши Мурманской области. Цель – научить подростков правильному алгоритму поиска необходимой информации. В игре принимают участие не менее шести сборных команд города и района. Задача – за определенный промежуток времени пройти испытания, зарабатывая баллы за правильные ответы. Среди заданий, связанных с поиском информации, есть и творческие. Например, выбрать из предложенных современных произведений те, которые могли бы заинтересовать юного М. Ю. Лермонтова. В другой игре с помощью справочников школьники идентифицировали представленные на фотографиях растения края, которые в годы войны применялись в медицине. Все вопросы игры и ответы выводятся на большой экран, что подстегивает собравшихся включиться в соревновательный процесс.
Кудреватых, М. Только стартовали… и уже на финише // Библиотека. – 2017. - № 8. – С. 34-37.
Центральная городская библиотека г. Златоуст провела PR-проект «Культурный маршрут», рассчитанный на восемь месяцев. Участникам предлагалось получить маршрутный лист и посетить как минимум по одному мероприятию в культурных центрах города, - музее, театре, парке, Дворце культуры. В ходе следования по маршруту, ребята делали селфи и размещали в группе проекта «Вконтакте» с хештегом #МояКультура. В результате создана модель эффективного взаимодействия между культурными центрами города; увеличилось количество молодежной аудитории; осуществлена реклама услуг и возможностей ЦБС; расширен круг социальных и деловых партнеров библиотеки.
Каюмова, Р. На недельку в Компьютерландию // Библиотека. – 2017. - № 12. – С. 40-45.
Работе по просвещению детей и родителей в вопросах сетевой культуры посвящена акция «Позитивный интернет в библиотечном пространстве» ЦБС г. Набережные Челны. Каждому дню акции присвоен определенный цвет, в зависимости от которого определяется тематика. Например, красный – ребята узнают об опасностях в сети Интернет, желтый – о сетевом этикете, голубой – о сайтах-помощниках, синий – о правилах поведения. В дополнение на официальном сайте создана страница «Интернет – безопасное пространство», где размещена программа мероприятий в рамках Недели безопасного интернета, онлайн-тесты, памятки, подборки интернет-сайтов, интернет-календарь с праздниками, связанными с информационными технологиями.
Маркова, Е. Перевоспитание карманного «монстра» // Библиотека. – 2017. - № 9. – С. 36-39.
Используя популярность молодежной игры Pokemon Go, библиотекари ЦГБ г. Сыктывкара организовали библиотечную акцию «BOOKемоноБУМ!». Сотрудники разработали рекламные стенды, информационные листки, закладки участников для вкладывания в формуляр и образ главного персонажа, букемона (от англ. book – книга). От покемона, за которым «охотятся» миллионы пользователей интернета, он отличается тем, что живет в библиотеке, любит читать, носит очки и кепку с надписью «Букемон». Главная цель – привлечь молодежь к чтению. Старт акции дал мини-квест, в ходе которого участники собирали как можно больше букемонов определенного цвета, спрятанных на книжных полках и выполняли задания: загадки, криптограммы, синквейны. Продолжила акцию система поощрений, например, если ребята записывались в библиотеку, получали 1 букемон. За каждые 100 прочитанных страниц полагается 1 букемон. Отдельно поощряются отзывы, буктрейлеры, селфи, активность в социальной сети «В контакте». Читатели, набравшие больше всего букемонов, получили призы на заключительном мероприятии акции. Сценарий квеста «Ловцы букемонов» опубликован в журнале «Читаем, учимся, играем» (Маркова, Е. Л. Ловцы букемонов // Читаем учимся, играем. – 2018. - № 3. – С. 102-106).
Уткина, М. С. Стимпанк-салон // Современная библиотека. – 2018. - № 2. – С. 18-19.
В Детской инженерной библиотеке им. В. Драгунского открылся стимпанк-салон. Стимпанк – это направление научной фантастики, альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной стилизацией под эпохи викторианской Англии и раннего капитализма. Салон соответствует духу этого направления. В рамках него прошло массовое мероприятие в форме квеста «Загадка механического сердца». Участники путешествовали по нескольким площадкам с творческими и интеллектуальными заданиями, объединенными сюжетной линией. Работали театр теней, мастер-классы по конструированию изделий из металла, изготовлению «механического» галстука-бабочки, демонстрировались научные опыты с катушкой Теслы. Мероприятие познакомило с субкультурой «стимпанк», позволило раскрыть библиотечный фонд произведений писателей-фантастов.
Халяпина, М. Ю. Селфи. Остаться в живых // Читаем, учимся, играем. – 2018. - № 4. – С. 83-86.
Сценарий мероприятия для читателей среднего школьного возраста, посвященного популярному увлечению – селфи. Библиотекарь, ведущий и эксперт рассказывают о положительных и отрицательных сторонах этого явления, психологической зависимости, «экстремальных» селфи и связанных с ними мерах предосторожности.
Щепетов, И. С. ГТО на новый лад // Современная библиотека. – 2017. - № 5 (75). – С. 58-59.
Рассматривается опыт проведения акции «Литературное ГТО». Всем желающим предлагается сдать творческий норматив и получить, в случае успеха, сертификат, подтверждающий эрудированность. Задания разнообразны: правильно назвать автора или произведение по обложке книги (не менее семи), чтение стихотворения наизусть, вопросы «на засыпку», за одну минуту перечислить десять русских классиков, десять произведений А. С. Пушкина, по кадру фильма угадать книгу, по которой он снят.
Книжные выставки
Марченко, Е. Конструируем экспозицию // Библиотека. - № 2. – 2018. – С. 43-45.
Статья посвящена разработке виртуальной книжной выставки «Книжная фильмография» на базе бесплатного конструктора сайтов Wix. Среди преимуществ такой виртуальной экспозиции, автор называет структурированность, большие объемы вмещаемой информации, возможность организации циклов и «разгрузка» сайта библиотеки.
Плотникова, В. В. Из века в век шагает с книгой человек // Школьная библиотека: сегодня и завтра. - № 12. – 2017. – С. 49-55.
Рассмотрен опыт организации выставки в детской библиотеке, которая знакомит читателей с развитием русской литературы XVIII - XXI вв. Идея экспозиции основана на стремлении удивить разнообразием познавательно-игровых моментов, возможности подростка раскрыть себя. Каждый из стеллажей в читальном зале посвящен развитию русской литературы в рамках определенного века. Разделы включают документы, характеризующие эпоху и задания, например, сложить мозаику, ответить на вопросы. «XIX век» представлен в виде «литературного салона», где сидят великие классики русской литературы А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Читатели садятся с ними за стол и открывают альбом, непременный атрибут салона, чтобы разгадать тайны его завсегдатаев. Макеты писателей выполнены в натуральную величину, с ними можно сфотографироваться, прочитать произведение. «XX век» оформлен в виде «гостиного гарнитура тещи Кисы Воробьянинова», в одном из стульев которого нужно найти сокровища, пользуясь литературными подсказками. В рамках выставки прошли «Летние чтения». Ребята путешествовали по экспозиции с выданными им путеводителями и выполняли задания.
Информационные технологии
Бутырская, Ю. Н. Ищем библиокотиков на Youtube // Современная библиотека. – 2017. - № 5 (75). – С. 36-38.
Рассматривается создание интерактивного видео с библиографическим контентом. Эта деятельность базируется на «геймификации» - использовании игровых элементов и механизмов в неигровом контексте в качестве инструмента повышения мотивации в обучении и социальных проектах. Для библиотек геймификация, выраженная в интерактивных выставках и видеороликах, позволяет расширить поле взаимодействия с читателями, стимулирует активность аудитории и формирует позитивное отношение к библиотеке. Для реализации идеи используется видеохостинг «Youtube». Так, в ролике «Потерялись библиокотики» предлагается найти литературного героя в книге (обратиться в библиотеку или виртуальную справочную службу) или в мультипликационном фильме.
Копа, И. О. Интеграция: книга и интерактивные технологии // Современная библиотека. – 2018. - № 1. – С. 30-33.
Представлен опыт внедрения современных мультимедийных технологий в библиотеках. В Детской библиотеке им. А. Гайдара (г. Улан-Удэ) установлен комплекс оборудования «Интерактивное пространство «Пятый угол», включающий виртуальный гид, интерактивную стену, пол и стол, а в ЦГБ им. И. Калашникова – комплекс «Три К: книга, культура, коммуникация», где для пользователей приготовлено еще и интерактивное расписание. Виртуальный гид – персонаж, который приветствует читателей и знакомит их с библиотекой, реагирует на движение, создавая ощущение беседы с живым существом. Интерактивное расписание содержит несколько медиаблоков: актуальный план мероприятий на месяц, адреса и телефоны всех библиотек, история города, видеоинтервью. Интерактивная книга – комплект «экран плюс проектор», демонстрирующий стеллаж с книгами, полистать которые можно буквально «в воздухе». «Живая» стена укомплектована комплексом обучающих викторин. Интерактивный пол – это проекция, реагирующая на движения. Интерактивный стол – компьютер, который работает по системе «мультитач». Здесь расположены архив краеведческих изданий, развивающие викторины, игры, афиша, календарь знаменательных дат, фотоотчеты с библиотечных мероприятий, рекламная информация, презентации.
Кузнецова, Н. Семь идей библиоютубера // Библиотека. – 2018. - № 1. – С. 60-62.
Рассмотрены жанры видеороликов, которые снимают и монтируют библиотеки: презентационный ролик, буктрейлер, видеоотчет, бэкстейдж, виртуальная выставка, видеопоздравление и вирусное видео. Презентационный ролик или фильм представляет собой «визитную карточку» учреждения, позволяющую составить целостное представление о библиотеке, например, «Юбилей библиотеки». Буктрейлер – популярный инструмент рекламы книги, цель которого заинтересовать читателя при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Видеоотчеты отражают реализацию проектов, крупные городские акции, итоги года. Бэкстейджи, в отличие от видеоотчета, показывают закулисную сторону реализации проекта, рабочие моменты подготовки мероприятия. Виртуальная выставка в видеоформате дает возможность зрителям рассматривать обложки книг и читать текст с той скоростью, которая им удобна благодаря технике Time Lapse – ускоренной съемки. Видеопоздравление как эффективный инструмент коммуникации дает возможность записать обращение и отправить его, например, коллегам других ЦБС. Вирусное видео распространяется пользователями социальных сетей путем добровольного размещения на своих страницах и ресурсах через функции «Репост» и «Поделиться с другом».
Малышенкова, Л. Б. Образовательный веб-квест как форма организации проектной деятельности обучающихся // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2018. - № 3. – С. 16-30.
Представлены материалы веб-квеста для учащихся младшего школьного возраста «В стране веселого детства с Агнией Барто». Веб-квест – активная форма массовой работы, интерактивная деятельность, включающая наличие проблемы, поиск информации в интернете и решение. Результат – создание творческих электронных продуктов в сервисах Веб 2.0: коллажей из авторских иллюстраций, синквейнов, видеороликов с выступлением чтецов, мозаики слов, презентаций, онлайн-досок с кинофильмами.
Морозова, К. А. Продвижение книги в Instagram /К. А. Морозова, А. А Осипенко // Современная библиотека. – 2018. - № 1. – С.26-29.
Статья посвящена особенностям продвижения книги и чтения в мобильном приложении Instagram. Среди них – составление грамотного контент-плана с постоянными рубриками (заметки о книгах из фонда, новых поступлениях), использование хештегов (популярных в библиотечной сфере ключевых слов), периодичность публикаций (каждый день) и продвижение (подписка на представителей целевой аудитории, комментирование, измерение эффективности).
Романова, Д. М. Эмодзи: визуализация классических образов // Современная библиотека. – 2018. - № 1. – С. 90-92.
Городская библиотека г. Снежинска Челябинской области организовала проекты для молодежи, основанные на клиповом мышлении с целью привлечения внимания к вдумчивому чтению. «Литературный саундтрек» –акция, в рамках которой любой желающий может поделиться подобранным им музыкальным сопровождением к литературному произведению на странице библиотеки в социальных сетях. Конкурс «Летние литературные гонки» предполагает расшифровку названий книг, содержание которых зашифровано в виде эмодзи (смайлов).
Сунцова, А. Интернет нам не враг // Библиотека. – 2017. - № 8. – С. 24-26.
Автор анализирует наполняемость библиотечных групп в социальных сетях и формирует список основных составляющих хорошего контента. Среди них уникальность, визуальность, регулярность, «вирусность», оригинальность и своеобразие подачи материала, организация конкурсов, акций, опросов. Даны советы по ведению аккаунта: не копировать материалы с других ресурсов (допустимы 1-2 репоста в месяц); составить план и регулярно выкладывать материал; публикация должна вызвать желание рассказать о ней друзьям, прочитать предлагаемую книгу, читать чаще. Автор предлагает не «навязывать любовь к чтению», а, наоборот, показать, что человек потеряет, не прочитав то или иное произведение.
Сыромятникова, С. Прислушаемся к буктьюберам? // Библиотека. – 2017. - № 8. – С. 47-48.
Рассматрен новый источник получения рекомендаций по чтению – интернет. На видеохостинге Youtube стали популярными буктьюберы – люди, рассказывающие о книжных новинках и новостях. Форматы повествования разнообразные: видеоаннотации, арт-рецензии, лекции с глубоким погружением в литературный материал, эмоциональные и шуточные обзоры, реп в сопровождении картинок и анимации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.