Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают читатели, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в культурно-досуговое или образовательное пространство пользователя. Они охватывают отдельную проблему (например, нравственного выбора), область знания (например, астрономию), книгу, серию книг или объединяют несколько направлений.
Веб-квесты проводятся как кратковременная акция (конкурс) или на долговременной основе.
Результат веб-квеста – сайт, блог или страница в социальной сети, на которых публикуются работы участников.
Сотрудники библиотек для размещения веб-квеста используют официальный сайт, сервисы Google (сайты или презентации), блоги (Blogger).
Веб-квест должен иметь [4]:
• вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
• центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
• список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания (этапы);
• руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц – во избежание технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата);
• заключение, в котором суммируется опыт, который получен читателями в результате прохождения веб-квеста.
Примеры веб-квестов:
«Тургенев online» - веб-квест муниципальных библиотек города Краснодара. Участникам предлагается выбрать роль («Историк», «Психолог», «Литературовед») и выполнить соответствующее ей задание.
Результатом работы является электронный продукт, расположенный участником на слайде коллективной онлайн-презентации.
«Орфографиада. Путешествие во времени» - веб-квест Запорожской гимназии № 47. Проходил по следующей схеме: участникам необходимо зарегистрироваться, выбрать одну из предложенных ролей (грамотеи, знатоки, лингвисты, книголюбы), от лица которой они будут проходить квест и по этому принципу объединиться в группы. Далее необходимо выполнить занятия, причем каждый член группы отвечает на вопрос по конкретной, своей теме, что экономит время. На выполнение каждого задания дается 4 дня, на последнее, одинаковое для всех групп – 2 дня.
Результаты игроки отправляют на электронную почту организатора и размещают информацию на странице своей группы в блоге "Путешествие во времени". Отметка о выполнении заданий заносится в Журнал путешествия. Выполнив все задания, участники получают шифр-пропуск, разгадав который, попадают на слет путешественников в стране Орфографии [3].
Веб-квест «Сказки Пушкина в XXI веке» библиотеки МАОУ «Лингвистический лицей № 25» основан на предположении, заключающемся в следующем: в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Проект направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы вопросов и творческих заданий учащимся предлагается неоднократно перечитывать и просматривать тексты сказок А.С.Пушкина по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа [2]. С помощью современных технологий проект привлекает внимание к пониманию художественного текста.
Инструкция по работе в сервисах Google для создания страницы веб-квеста
Сайты Google – сервис, который позволяет создавать как профессиональные сайты и сайты-портфолио, так и небольшие сайты-проекты. Сложность создания сайта в этом сервисе не превышает сложности создания обыкновенных текстовых документов. Сайты, создаваемые на базе этого сервиса, хранятся на серверах компании Google, и их авторам и владельцам не нужно беспокоиться о поиске места на диске сервера учреждения [5]. При создании сайта можно использовать готовый шаблон с заготовками или работать «с нуля», не владея навыками программирования. При этом сайт может создать любой владелец аккаунта Google.
Для начала работы необходимо зарегистрироваться или войти (если есть) в аккаунт Google, далее нажать в «Приложениях Google» значок «Сайты»:
В открывшемся окне нажимаем «+», чтобы создать новый сайт.
Посередине расположен макет будущего сайта. Кликая по заголовку, названию и другим элементам, меняем их.
Справа расположено окно с функциями:
«Страницы» - добавить подстраницу, упорядочить, скрыть.
«Темы» - изменить дизайн сайта.
«Вставка» - добавление контента: текстового поля, изображения, разделителя, Google Документов, встроить код.
Вверху расположена еще одна строка функций: кнопки отменить/повторить, предварительный просмотр.
«Открыть доступ» - выбрать, кому в Интернете будет виден сайт, кто его сможет редактировать.
«Опубликовать» - публикация готового сайта.
Выше – инструкция для обновленного (нового) интерфейса Google Сайты. В классической версии можно выбрать готовый шаблон сайта и отредактировать его.
Презентации Google – приложение для создания и оформления презентаций. Слайды расположены так же, как и в программе Power Point и предполагают заполнение краткими тезисами и вопросами. Отличие в том, что с помощью ссылки, с презентацией может работать неопределенное число пользователей. Эта особенность открывает перед библиотеками идеи для проектной деятельности и конкурсов. Например, на старте сетевого проекта, участники могут рассказать о себе или своей команде на отдельном слайде, добавив фотографии, инфографику, дизайн. Google-презентации используются и при проведении веб-квестов. Работы участников или задания квеста размещаются на отдельных слайдах.
Для начала работы необходимо зарегистрироваться или войти в аккаунт Google, затем, в приложениях Google, находим «Google Презентации» и нажимаем «Открыть»:
В открывшемся окне, в разделе «Создать презентацию» выбираем готовый шаблон или «чистый». В первом случае презентация будет иметь готовый дизайн слайдов, останется поменять заголовки, вставить текст, картинки. Во втором – самостоятельно выбрать фон, расположение и тип материалов.
Создание Google презентаций немногим отличается от работы в программе Power Point. Вверху расположена рабочая строка, слева отображаются слайды, в центре слайд, которые редактируется в настоящий момент.
Вверху, над рабочей строкой, указано название презентации «Презентация без названия». Чтобы его изменить, кликаем по нему мышкой и вводим свой текст.
Рабочая строка делится на две, в первой указаны все функции, которые можно применить к презентации, во второй строке – элементы быстрого доступа, например, кнопки «Отменить/Повторить».
Первая строка включает следующие кнопки:
• «Файл» - возможность импорта слайдов из Power Point для редактирования и предоставления совместного доступа («Импорт слайдов»); скачивание презентации («Скачать как»); публикация готовой презентации в интернете («Опубликовать в Интернете»).
• «Правка» - отменить/повторить.
• «Просмотр» - просмотреть презентацию; добавить анимацию как к слайду, так и к отдельным элементам (для этого выделяем нужный объект) в окне «Анимация» справа выбираем нужный эффект; изменить масштаб.
• «Вставка» изображения, текста, видео, фигуры, таблицы, диаграммы, анимации.
• «Формат»: выравнивание текста, межстрочного интервала (сначала необходимо выделить форматируемый объект).
• «Слайд» - новый/дублировать/удалить; изменить фон; выбрать макет слайда (например, титульный, заголовок и объект, два типа объектов, объект с надписью); переход.
• «Упорядочить» - перемещение объектов на передний/задний план.
• «Инструменты» - проверка правописания, аудиозаметки докладчика.
Строка быстрого доступа включает же функции, например, новый слайд, отменить/повторить, печать, изменить масштаб, добавить изображение.
Готовую презентацию можно скачать в формате Power Point и (или) опубликовать в интернете («Файл» - «Скачать как» и «Файл» - «Опубликовать»).
Вверху справа находятся «Настройки доступа», с помощью которых автор презентации решает, кому в интернете будет видна презентация. Можно ввести адреса электронной почты или «Включить доступ по ссылке», тогда презентация будет доступна всем, у кого есть ссылка.
Список использованной литературы и источников:
1. «Возьмемся за руки, друзья!»: сетевые проекты по продвижению книги и чтения [Электронный ресурс]: блог // Виртуальный дневник методиста. – Режим доступа: http://ulyanovbib.blogspot.ru/2017/01/blog-post_10.html.
2. Сказки Пушкина в XXI веке [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://konkurs.ciur.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.pdf.
3. Веб-квест «Орфографиада. Путешествие во времени» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/orfografiada/.
4. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]: сайт // Конгресс конференции «Информационные технологии в образовании». – Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html.
5. Ярмахов, Б. Google Apps для образования / Б. Ярмахов, Л. Рождественская. – СПБ.: Питер, 2015. – 224 с.
6. Ястребцева, Е. Н. 33 совета по применению в библиотеке Интернета. – М.: Библиомир, 2015. – 224 с.
Р. С. Сахаренкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.