Стратегия
- это совокупность методов, выстроенных в определенной последовательности и
направленных на достижение определенных ориентиров.
Стратегия
чтения – путь и программа действий читателя. Выбирается под конкретную цель,
текст. Термин родился на заре психолингвистики в работах К. Гудмана и П.
Колерса.
Стратегии
чтения могут быть использованы при проведении обсуждений и комментированных чтений,
на библиотечных уроках, стать частью интерактивных элементов
культурно-массового мероприятия.
1.
Классификация стратегий чтения:
Признак
|
Виды
|
Подвиды
|
По
отношению к тексту
|
Предтекстовые
|
Мозговой
штурм
Ориентиры
предвосхищения
Рассечение
вопроса
Предваряющие
вопросы
Батарея
вопросов
Глоссарий
Алфавит
за круглым столом
Чтение
в кружок
Прочти
и выскажись
Театр
у микрофона
|
Текстовые
|
Таймаут
Чтение
с остановками
Чтение
в пометами
Стратегии
направляемого чтения
Стратегия
читательских откликов
|
|
Послетекстовые
|
Батарея
вопросов после текста
Где
ответ?
Проверочный
лист
|
|
Сложные
(все вышеуказанные этапы)
|
||
По
отношению к мыслительной деятельности
|
Когнитивные
(с одним типом текста)
|
Интеллектуально-когнитивные
Информационно-когнитивные
Когнитивно-мнемотические
|
Метакогнитивные
(со всеми типами)
|
Спросите
автора
Рассуждение
вслух
Пред-,
послетектовые задания
Поверочные
листы
Определение
затруднения понимания
|
|
Стратегия
речевой деятельности
|
Аудирования
Говорения
Письма
|
Коммуникационные
Рефлексивные
|
2.
Описание стратегий чтения
Название стратегии
|
Определение
|
1.Стратегии предтектовой
деятельности
|
Актуализируют предшествующие
знания и опыт, имеющие отношение к тексту.
|
1.1. Мозговой штурм
|
Читатели называют ассоциации,
возникающие в связи с заглавием текста.
|
1.2.Ориентиры предвосхищения
|
Библиотекарь готовит несколько
суждений, связанных с текстом и предлагает читателям отметить те из них, с
которыми они согласны. При чтении происходит пересмотр и объяснение отметок.
|
1.3. Батарея вопросов
|
Выявление, с помощью опросов,
знаний читателей по теме текста.
|
1.4.Алфавит за круглым столом
|
Читатели получают лист,
разделенный на клетки, в каждой из которых обозначена буква алфавита. Задача
– вписать в каждую из них слово, связанное с темой текста.
|
1.5. Чтение в кружок
|
Попеременное чтение вслух для
лучшего понимания и активизации внимания читателей.
|
1.6.Прочти вслух и выскажись
|
Парная стратегия чтения: первый
участник читает вслух, а второй высказывается на определенную библиотекарем
тему (сделать комментарий, поставить вопрос, прогнозировать продолжение,
определить трудное или непонятное). Стратегия позволяет направить обсуждение
текста во время чтения.
|
1.7.Театр у микрофона
|
Чтение по ролям.
|
2.Стратегии текстовой
деятельности
|
Призваны сделать чтение
интерактивным, научить соединять части текста в единое целое, проводить
мониторинг понимания содержания текста.
|
2.1. Таймаут
|
Библиотекарь определяет время
на чтение, затем читатели пересказывают содержание текста в парах, резюмируют
или делают прогноз развития событий.
|
2.2.Чтение с остановками
|
После чтения отрывка, читатель
отвечает на вопросы библиотекаря.
|
2.3.Чтение с пометами
|
Читатель делает отметки: понял,
не понял, надо обсудить. Стратегия направлена на рефлексию своего понимания
текста.
|
2.5.Стратегия направляемого
чтения
|
Отдельные отрывки текста
читаются последовательно с остановками для обсуждения по вопросам, которые
предлагаются юному читателю взрослым.
|
2.6.Стратегия читательских
откликов
|
Запись читательских откликов на
вопросы об основных событиях рассказа, их характере, проблемах персонажей, кульминации
и организации сюжета. Форма записи дана в учебном пособии Пранцова Г.В., Современные
стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом :
учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд., испр. и доп. - М
. : ФОРУМ, 2015. – С. 62-63.
|
3.Стратегии послетекстовой деятельности
|
Обдумывание текста и выполнение
заданий.
|
3.1. Батарея вопросов после
текста
|
Вопросы, связанные с пониманием
текста и его критической оценкой.
|
3.2. Где ответ?
|
Поиск ответа на вопрос в
тексте, между строк, сопоставление различных частей текста
|
3.3. Проверочный лист
|
Читатель дома или в библиотеке
отвечает на вопросы «проверочного листа», составленного библиотекарем.
|
4.Когнитивные стратегии
|
Предполагают рефлексию
читаемого текста. Стратегия подходит для чтения учебных научных текстов.
|
4.1.Интеллектуально-когнитивые
|
Выделение во время чтения ключевых слов, понятий, установление
связей и группировка, классификация, индукция и дедукция.
|
4.2.Информационно-когнитивные
|
Поиск определенной информации в
тексте по заданным критериям.
|
4.3.Когнитивно-мнемотические
|
Предполагает организованное
запоминание с использованием ключевых слов, схем. Также включает стратегии «ориентиры
предвосхищения информации» и «K-W-L» - «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
|
5.Метакогнитивные стратегии
|
Познание через механизм самого
познания: мониторинг и самомониторинг понимания текста, поиск проблемных
вопросов в тексте, выполнение заданий. Эффективны при работе с любым текстом
и могут включать пред-, после- и текстовую деятельность.
|
5.1. Спросите автора
|
Читатель учится думать во время
чтения с помощью поиска ответов на предварительно отмеченные библиотекарем трудные
места в тексте.
|
6. Коммуникационные стратегии
|
Взаимодействие с автором и
другими читателями. Включают стратегии «G-S-R» (аннотация – краткий пересказ
– пересказ), «РАФТ» (чтение с учетом выбранной роли). Подробнее – в учебно-методическом
пособии Чтение+. Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации
междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»:
учеб.-метод. пособие / авт.-сост. и научный редактор Т. Г. Галактионова. –
М.: РШБА, 2018. – С. 53-55.
|
7.Рефлексивные стратегии
|
Соединяют чтение с остановками
и ролевую игру. Библиотекарь распределяет роли эксперта, репортера и наблюдателя
между предварительно разделенными по трое читателями. Задача – высказаться после
чтения фрагмента текста согласно роли. Например, эксперт представляет
содержание материала в категориях «интересно, известно, трудно, неясно»,
репортер суммирует сказанное экспертом в виде косвенной речи, наблюдатель комментирует их работу.
|
Материалы
для составления сценариев мероприятий с использованием стратегий чтения:
Методические
рекомендации по чтению вслух [Электронный ресурс]: сайт // Самарская областная
детская библиотека. – Режим доступа: http://www.sodb.ru/node/486.
Приемы
смыслового чтения [Электронный ресурс]: сайт // Методический
семинар-практикум «Разработка и
реализация стратегии смыслового чтения в образовательном пространстве школы на
этапе введения ФГОС ООО». – Режим доступа: https://sites.google.com/site/ucitelamv/home/klassifikacia-priemov-smyslovogo-ctenia.
Развитие
смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс]: сборник тезисов
международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года / Государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган,
2016. – 156 с.- Режим доступа: http://kna-s6.edu.27.ru/files/uploads/docs/smuslchten/oput/megdunarodnaya_nauchno_prakticheskaya_konferentsiya.pdf.
Романичева,
Е. С. Читатель. Чтение. Книга: словарь /
Е.С. Романичева, Г. В. Пранцова. – М.: Библиомир, 2018. – 208 с.
Сметанникова,
Н. Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования [Электронный
ресурс]: сайт // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. – Режим доступа:
http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf.
Стратегии
чтения [Электронный ресурс]: сайт // Солнечный. – Режим доступа: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii-chteniya.
Чтение
с остановками [Электронный ресурс]: блог // Счастье есть! – Режим доступа: http://bdb100ktn.blogspot.com/2015/02/blog-post_27.html.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ
1.
Загашев
И.О. Чтение в библиотеке. Стратегия «Чтение с остановками» / И. О. Загашев. –
М.: Чистые пруды, 2010. – 31 с.
2.
Пранцова
Г.В., Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и
работа с текстом : учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 2 изд.,
испр. и доп. - М . : ФОРУМ, 2015. – 368 с.
3.
Чтение+.
Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учеб.-метод. пособие /
авт.-сост. и научный редактор Т. Г. Галактионова. – М.: РШБА, 2018. – 164 с.
Р. С. Сахаренкова
Здравствуйте. Отлична классификация. Кому она принадлежит?
ОтветитьУдалить